Назад

РОЛАН БАРТ

Ролан Барт - французский структуралист и семиотик. Родился 12 ноября 1915 в Шербуре.

Получил классическое гуманитарное образование в Париже. Преподавал в 1948.1950 в

Бухаресте, где испытал влияние лингвосемиотических идей А.-Ж.Греймаса. В 1950-е годы

выступает как журналист, симпатизирующий ќновому роману›, ќтеатру абсурда› и сценическим

идеям Б.Брехта. В 1953 публикует книгу Нулевая степень письма. Письмо (l'écriture) .

термин, связанный именно с Бартом и обозначающий некую идеологическую сетку, находящуюся

между индивидом и действительностью и заставляющую его принимать те или иные ценностные

ориентации. В сборнике статей середины 1960-х годов Барт уделяет основное внимание

сложностям отношения языка и индивида (Essais critiques, 1964).

    Последовательно проводя левые ќантибуржуазные› идеи, Барт издает в 1957 серию очерков

Мифологии, где описываются основные ќмифы› мелкобуржуазного сознания и их отражение в

средствах массовой информации (Mythologies, 1957).

 

    В конце 1950-х годов Барт увлекается идеями Л.Ельмслева, Р.О.Якобсона, П.Г.Богатырева,

К.Леви-Строса и др. и приходит к выводу о необходимости семиотической интерпретации

культурно-социальных явлений. Событием в культурной жизни Франции стала книга Барта

Система моды (1967), написанная с семиотико-структурных позиций. Идеи Барта о

необходимости семиотической интерпретации социокультурных процессов оказали влияние на

французский авангард во главе с группой ќTel Quel› (Ю.Кристева, Ф.Солерс и др.). В книге О

Расине (1963) Барт резко выступает против распространенных в то время позитивистских

установок литературоведения, противопоставляя ќпроизведение-продукт› . ќпроизведению-

знаку›.

 

    Знакомство с идеями М.М.Бахтина о полифоничности литературного текста, с

лингвопсихологическими идеями Ж.Лакана и семиотикой У.Эко приводит Барта в конце 1960-х

годов к периоду, называемому ќпостструктуралистским›. Барт выступает

против ќединственности› прочтения текста и окончательности в интерпретации его смысла.

Текст, согласно его концепции, есть род удовольствия, а чтение . нечто вроде прогулки или

даже сексуального удовлетворения (при этом он разделяет ќтекст-наслаждение› и ќтекст-

удовольствие›). Восприятие текста определяется уровнем читателя и его подготовленностью к

прочтению и интерпретации основных пяти кодов, сплетенных в ткани текста, . кода Эмпирии,

кода Личности, кода Знания, кода Истины и кода Символа. ќПрогулка по тексту›

осуществляется по мере прочтения основных единиц протяженности текста . лексий, которые

могут быть разновеликими.

 

    Классической для этого периода стала книга Барта C/Z (S/Z, 1970), где детально

анализируется рассказ О.Бальзака Сарразин. С тех же позиций Барт интерпретирует и

возможности восприятия рассказа Эдгара По Правда о том, что случилось с мистером

Вальдемаром (1973). Известны также его исследования о маркизе де Саде, Фурье и Игнатии

Лойоле (Sade, Fourier, Loyola, 1971). Особенно важными при восприятии текста Барт считает

коннотативные знаки и идиолектно-личностные аллюзии. Иначе говоря, по концепции Барта,

текст вплетается в общую ткань культуры, и его источники и прочтения могут обнаруживать

себя и даже возникать после момента его создания.

 

    Основные идеи и мотивы своего творчества Барт суммировал в книге Ролан Барт о Ролане

Барте (Barthes R. R.Barthes, 1975).

 

    К концу 1970-х годов популярность Барта была настолько велика, что в 1977 специально

для него в Коллеж де Франс была создана кафедра литературной семиологии.

 

Умер Барт в Париже 26 марта 1980.

 

Проблема идеологического воздействия на общество как объяснения социальной реальности

стала особенно актуальна к 30-м гг. XX в., это было связано с возросшей маргинальностью

общества. Карл Манхейм в работе "Идеология и утопия" рассуждает о том, что появился

достаточно многочисленный слой "белых воротничков, слой низших служащих", чье

поведение "регулируется мифами, традициями и верой в вождя", именно эта часть населения

больше всего подвергается воздействию идеологии. Цель любой идеологии заключается

в "манипулировании и управления людьми путем воздействия на их сознание" [1, c. 36].

Манхейм писал: ".в слове "идеология" имплицитно содержится понимание того, что в

определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает

действительное состояние общества, как от себя, так и от других" [1, c. 4], т.е. пытается

сохранить существующее положение вещей неизменным. Таким образом, идеология допускает

искажение действительных фактов, и это искажение направлено, прежде всего, на сохранение

любыми средствами существующего положения вещей.

 

По мнению многих исследователей, это связано с функционированием политических мифов.

Вопрос функционирования политических мифов интересовал многих исследователей, в том числе

и М. Элиаде, и К. Керени и К. Хюбнера, что свидетельствует об актуальности данной темы во

второй половине XX в. Но, пожалуй, именно Барт впервые проанализировал политические мифы в

рамках семиотики.

 

На протяжении всей творческой деятельности Р. Барта интересовал вопрос, каким

образом "вещь" приобретает статус знака, т.е. каким образом "вещь" не только является

реальностью, но и означивает ее. Его интересовало почему, "будучи названа, любая

реальность превращается в знак" [2, c. 25], каковы отношения между означаемым и

означающим. Анализируя мифы с точки зрения означающего предмета, Барт приходит к выводу,

что реальность, "вещь", выступая в качестве означающего, полностью растворяется в

означаемом. Это происходит в силу того, что миф похищает у означающего предмета его

собственную историю, "он утрачивает память о том, как он был сделан, и тем самым

утрачивает человеческий смысл" [2, c. 270]. При этом реальности придается форма

неизменности, тогда как она всегда исторична. Таким образом, миф . это идеологический

обман, который, по мнению Барта, превращает реальность в знак.

 

В 1954-1957 гг. Барт обращается к анализу знакового функционирования обыденной социальной

жизни. Впоследствии Барт вспоминал: "Для меня семиология началась с сугубо эмоционального

толчка: мне показалось (это было примерно в 1954 г.), что наука о знаках может

способствовать активизации социальной критики" [3, с. 237]. Таким образом, основным

мотивом написания "Мифологии" был мотив социальной критики, который и побудил Барта

создавать эссе с точки зрения, как уже было отмечено выше, "означающего, т.е. похищенного

предмета" [2, с. 278]. Это и дает возможность проследить, каким образом миф

становится "инструментом принуждения, безраздельно владычествующим в культуре и потому

подавляющим сознание индивидов в угоду тем или иным рутинным стереотипам", т.е.

проследить, как формируется идеологическая модель трансформации. Так появляются на

свет "Мифологии", первоначально задуманные как серия разоблачительных зарисовок

мистифицированного сознания среднего француза. В предисловии к первому изданию Барт

писал: ". отправной точкой размышлений чаще всего служило ощущение, что я не могу вынести

той "естественности", в которую пресса, искусство и здравый смысл постоянно облачают

реальность. и за этой пышной выставкой само собой разумеющегося мне хотелось вскрыть тот

идеологический обман, который, по моему мнению, в ней таился" [2, с. 55]. Таким образом,

миф . это идеологический обман, который, по мнению Барта, превращает реальность в знак.

Следует подчеркнуть, что Барт описывает структуру политических псевдомифов.

 

Роллан Барт в "Мифологиях" ставит своей целью развенчать и разоблачить мифологизацию

повседневной жизни, которая в принципе призвана выполнять идеологические задачи.

Необходимо отметить, что "Мифологии" были написаны с марксистских позиций. Безусловно, что

Барт был марксистом, как и многие другие западные интеллектуалы 50-60-х гг., не из-за

любви к социалистической идеологии и не из-за эмоционального народолюбия, а из-за

стремления к интеллектуальной честности и сознания ущербности буржуазного мира, т.е.

недобросовестности того строя мышления, который господствовал в буржуазной среде.

 

Барт стремился раскрыть семиотические механизмы идеологии, рассматривая идеологию

как "вторичную идеологическую систему" [2, с. 255], в которой происходят определенные

трансформационные процессы означающего и означаемого. Не только Барт рассматривал

идеологию как семиотическую систему. В этом смысле к исследованиям Барта близки работы

М.М. Бахтина, который писал о том, что "всему идеологическому принадлежит знаковое

значение" [4, с. 8].

 

Каким же образом происходит трансформация знака, в результате которой появляется

идеологический миф? В свою очередь, мир через призму идеологического мифа предстает "не

объясненным, а констатированным, ясным и готовым к употреблению" [2, с. 258].

 

Барт раскрывает механизм деформации действительности, возвращая означающему его

первоначальную сущность. Необходимо отметить, что трансформация происходит в соответствии

с задачами буржуазной идеологии, которые были сформулированы выше. Означающее должно

исчезнуть, раствориться в означаемом, в свою очередь означаемое как бы "изымается из

истории", а знак получает статус значения. Значение изъято как из диалога, так и из

процесса становления. В результате такой трансформации отпадает необходимость объяснять

мир, и он становится неизменным. Барт писал, что такой прием "от всего избавляет и прежде

всего от исторических размышлений" [2, с. 152].

 

Самым примитивным примером уничтожения означающего в означаемом является миф

о "французской имперскости", который является не просто идеологическим мифом, но еще и

явно политически ангажированным мифом. Иллюстрацией к нему является фотография молодого

негра в форме французского солдата, отдающего честь французскому флагу. История негра, а

следовательно, и история колониальной Африки в целом, и Алжира в частности, полностью

исчезает, остается лишь негр-солдат как олицетворение "французской имперскости".

 

Точно такой же прием применяется и не в столь политизированных мифах, которые между тем

остаются идеологическими мифами. Самыми яркими примерами, посвященными этому приему,

являются эссе "Синий гид", "Затерянный континент" и "Великая семья людей". В этих мифах

намеренно подчеркивается национальное своеобразие культуры стран Востока, Африки, Испании,

но при этом национальное своеобразие оборачивается всего лишь внешней, экзотической

стороной. Значение этой экзотики заключается в отрицании любой исторической конкретности.

Так, допустим, в "Синем гиде" страна с ее населением, историей является означающим,

которое реально не существует: "Для синего гида люди существуют лишь в качестве типов. В

Испании, например, баски . это смелые мореходы, левантинцы . веселые садоводы, каталонцы .

ловкие торговцы" [2, с. 194], которые означают некий, одинаковый для всех, несмотря на

кажущиеся различия, "стиль бытия". Все уникальное становится универсальным и

унифицированным.

 

Унификация приводит к тому, что люди начинают выполнять прежде всего функции, которые им

предписывает выполнять буржуазное общество: велогонщика, послушного клерка,

консервативного политика (см. эссе Тур де Франс "Астрология. Предвыборная фотография").

Таким образом, человек превращается в часть идеологической системы общества. Барт

подчеркивает, что не случайно одним из самых популярных писателей является Ж. Верн. В

творчестве Верна на глубинном уровне прослеживается жест присвоения человеком мира, по

мнению Барта, традиционно идеологический жест. В произведениях Ж. Верна присутствует мотив

подчинения человеку всего мира, до самых своих глубин и окраин. Мир является

собственностью человека, будучи плотно заселенным вещами и застроенным. В общем можно

сказать, что мир . это замкнутая сфера, в которой человеку живется комфортно, но он лишен

возможности выйти из этой сферы и обрести какую-либо свободу. Не случайно Барт

противопоставляет "Наутилусу Помпилиусу" пьяный корабль А. Рембо, который открывает

человеку "подлинную поэтику открытий" [2, с. 150-155]. Но "пьяный корабль" чужд

буржуазному обществу, так как буржуазный миф "должен внушать и изображать такой мировой

порядок, где раз и навсегда установлена иерархия владений" [2, с. 283]. При таком порядке

процесс становления полностью игнорируется, следовательно, исключается историчность, и в

результате мир становится неподвижным.

 

Но в мифе означающее может "растворяться" в означаемом не только путем "изъятия из

истории". Существует механизм тавтологии, когда предмет определяется через него же самого

("театр . это театр"). Это приводит к простому приравниванию видимого к сущему. В качестве

иллюстрации Барт приводит такое понятие, как "китайскость", т.е. представление мелкого

французского буржуа о Китае, которое сводится к "специфической мешанине из бумажных

фонариков, рикш и опиумных курилен" [2, с. 246]. Таким образом, пропаганда сдерживает

моральную инфляцию таких краеугольных понятий буржуазной идеологии, как колониализм,

безбедное существование среднего класса, единство нации, поддерживая их "устойчиво-

застылую форму", в которой реальность фактов искажается идеальностью целей, обеспечивая

тем самым основу своей власти.

 

Следует напомнить, что "Мифологии" были созданы к 1957 г., и сам Барт в дальнейшем писал

об изменениях, которые в дальнейшем претерпела буржуазная идеология под воздействием

событий 60-70-х гг. Но механизм трансформации знака, в процессе которого означающее

растворяется в означаемом, сохраняется, по-видимому, это является отличительной чертой

идеологической трансформации.

 

В восприятии идеологического мифа подразумевается некоторая двойственность. Миф носит

импрессивный характер, его цель . произвести непосредственное впечатление, тогда как

впоследствии он может быть быстро демонтирован, означающему возвращается его

первоначальный смысл, а означаемое теряет какое-либо значение. Вернемся к примеру с негром-

солдатом, при дальнейшем размышлении над этой фотографией возникает вопрос "при чем тут

Французская империя? Это же просто факт . черный паренек отдает честь так же, как и наш"

[2, с. 249]. Правда, следует признаться, что обыватель не будет проводить дешифровку мифа,

он прочитывает миф как систему фактов, и именно идеологический миф воспринимается как

факт, тогда как он является всего лишь семиотической системой. Но всегда остается

возможность осознания буржуазной идеологии как семиотической системы, о чем

свидетельствует опыт 60-х гг.

 

Кроме критики буржуазного идеологического мифа, мифа правых, Барт дает характеристику

социалистическому мифу, который он называет левым мифом. По мнению Барта, левый

миф "никогда не захватывает бескрайней области межличностных отношений" [2, с. 257],

оставляя тем самым индивидуальную жизнь личности свободной. Но будучи не знаком с жизнью в

социалистическом обществе, Барт и не подозревал, что советская идеология разделяла жизнь

гражданина на профанные и сакральные области. Индивидуальная жизнь протекала в области

профанного, которая определялась как "серые будни", в которых не происходило ничего

интересного, по мнению самих советских граждан, они являлись только подготовкой к Делу

служения делу партии, т.е. области сакрального, следовательно, индивидуальная жизнь в

советском обществе отсутствовала (во всяком случае, в сталинские времена, и лишь только

начала возрождаться ко времени написания "Мифологий"). Барт явно недооценивал

социалистический миф, он писал: "Левый миф . скудный миф, скудный по самой своей сущности.

Он не способен к саморазмножению, он создается по заказу для краткосрочных нужд и не богат

на выдумку. Ему недостает важнейшей силы . изобретательности. Нет ничего более убогого,

чем миф о Сталине" [2, с. 280]. Таким образом, Барт считал, что левый миф не претендует на

непосредственное восприятие. Он весь реконструирован и поэтому воспринимается как

условность, таким образом, не может заслонять и подменять собой реальную жизнь. Видимо,

Барт глубоко заблуждался. В левом мифе происходит не просто нейтрализация означающего в

означаемом, в нем вообще невозможно различить означаемое и означающее, он выступает как

сверхсемиотическое явление окружающему его знаковому пространству, т.е. он является

символом, и процесс дешифровки невозможен. Миф о Сталине, как и любой другой советский миф

той эпохи, трансформируется в символ побеждающего социализма. Ситуация, описанная Бартом,

характерна для более поздней истории Советского Союза, когда пропагандистские мифы,

действительно, воспринимались лишь формально.

 

Подводя итоги, можно сказать, что при трансформации знака в идеологии означаемое,

отталкиваясь от конкретных сюжетов означающего, превращается в унифицированные

представления, которые используются правящими кругами в своих интересах. Следовательно,

процесс трансформации знака в идеологии можно описать следующим образом: означающее

изымается из своего исторического контекста и полностью растворяется в означаемом, а

означаемое в свою очередь берет на себя "апологетическую роль", т.е. роль разъяснения,

признания того, что уже заранее задано. Так достигается основная цель идеологии .

манипулирования сознанием.

 

Литература

 

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

 

 

 

 

C уважением Андрей Микрюков

 

= Design by Koljan =

Hosted by uCoz