УИЛЬЯМ РАССЕЛ Биография Уильям Рассел родился 18 мая 1872 г. в старинной английской аристократической семье. Его отец, виконт Эмберли, был третьим сыном Джона Рассела, лидера вигов и британского премьер-министра в 1846-1852 и в 1865-1866 гг. Знатным происхождением Рассела во многом можно объяснить его убежденность в своем "праве на голос", уверенность в том, что к нему будут прислушиваться. Но времена меняются, и то, что в XIX в. было очень важным, в XX уже утратило ценность. Американский философ А. Райен видел трагедию Рассела в том, что этот либерал-аристократ пытался воздействовать на публику в век, когда одно лишь происхождение права на голос не гарантировало: "Хотя Бертран Рассел сам не часто упоминал о своем титуле и редко пользовался имевшейся у него возможностью доносить свои взгляды до палаты лордов, он воспринимал как само собой разумеющееся доступ к представителям правительства, которым он обладал". Однако, как отмечала дочь Рассела Кэтрин Тэйт, для него, как и для других членов семьи, привилегии означали прежде всего определенные обязанности. Семья Расселов во все времена выделялась своим либерализмом на общем фоне английской аристократии. Расселы славились как поборники либеральных взглядов еще с XVII в. В 1683 г. лорд Уильям Рассел был казнен за участие в борьбе против королевского деспотизма и нетерпимости по отношению к католикам. Дед Бертрана Рассела, лорд Джон Рассел, участвовал в подготовке парламентской реформы 1832 г., почти вдвое увеличившей количество избирателей за счет крупной и средней городской и сельской буржуазии. Крестным отцом Бертрана был Джон Стюарт Милль - "интеллектуальная совесть английского либерализма середины XIX в.". "Каждое дело, которому посвящал себя Рассел, - писал Райен, - уходит корнями в деятельность его родителей, родителей его родителей и крестных; само его появление на свет дало возможность продемонстрировать равенство в правах женщин - повивальной бабкой была Элизабет Гаррет Андерсон, первая женщина-врач". Это не случайно, поскольку отец Рассела, виконт Эмберли, будучи короткое время членом парламента, активно выступал за права женщин. Родители Рассела всегда находились на позициях радикального либерализма. "Что касается вопросов войны и мира, предмета, ставшего основным в политической деятельности самого Рассела, то его отец придерживался удивительно прогрессивных для своего времени взглядов. Эмберли подошел ближе, чем кто-либо другой в XIX в., к отстаиванию того, что в веке XX назвали бы пацифизмом... он раньше других выдвинул идею о мировом правительстве, которую его сын проповедовал лет 70 спустя". Родители Рассела умерли рано. Бертрана и его старшего брата воспитывала бабушка в атмосфере, сочетавшей аристократическое уединение и свободомыслие. Домашние учителя и тщательно подобранная библиотека способствовали его образованию и обеспечили богатый досуг, необходимый как для чтения, так и для размышления. Бабушка Рассела была под стать остальным членам семьи. "Мать моего отца была значительно более радикальных взглядов, чем лорд Джон, - вспоминал о ней Рассел, - и после его смерти стояла на позициях, которые сам он вряд ли бы разделил, хотя при его жизни она зачастую оказывала некоторое влияние на его взгляды". Конечно, говорить о прямом влиянии на Рассела идей его родственников было бы достаточно рискованно. Однако в 1910- 1920-е годы он был безусловным сторонником идей Милля и оставался либералом вплоть до 60-х годов, когда участие в создании Комитета ста перевернуло всю его жизнь. Словом, дух либерализма, витавший в доме Расселов, определенно повлиял на формирование его взглядов. В конце 1889 г. Рассел поступил в Тринити-колледж (Кембридж), где учился с октября 1889 по июнь 1894 г. и в результате получил прекрасное образование по математике и логике. По окончании учебы Рассел много путешествовал. В Берлине он познакомился с идеями германской социал-демократии и социалистического движения, и в 1896 г. вышла в свет его первая книга "Германская социал-демократия". Рассел увлеченно занимался математикой, логикой, философией, в 1896 г. написал докторскую диссертацию по геометрии и вскоре стал признанным ученым: в 1908 г. его приняли в Королевское научное общество. В эти же годы Рассел пытался проявить себя на поприще политическом. В 1910 г. он решил баллотироваться в парламент, но, известный своими атеистическими взглядами, поддержки не получил. Неудачи на выборах постигли Рассела и в 1922, и в 1923 гг. С 1908 г. Рассел стал членом "Фабианского общества", а с 1914 г. - членом лейбористской партии. Он вышел из ее рядов лишь в 1965 г., недовольный внешней политикой лейбористской партии в ходе Карибского кризиса, однако по своим политическим убеждениям всегда оставался скорее на либеральных позициях. Впрочем, до 1914 г. политика мало занимала Рассела. Он всецело посвятил себя науке - сначала как студент Кембриджа, затем как его преподаватель. Первая мировая война стала для Рассела огромным эмоциональным потрясением. "Я вынужден был пересмотреть свои взгляды на человеческую природу..., - писал он позже. - Раньше я полагал, что любовь к своим детям - естественное родительское чувство, но война убедила меня, что оно встречается крайне редко". Тем более нестерпимо было ему видеть полное равнодушие к военным проблемам со стороны кембриджского окружения. Оказалось, что их интеллектуальная честность имеет свои пределы. "До тех пор я думал, что большинство интеллектуалов любит истину, но вот вновь обнаружилось, что едва ли десять процентов из них предпочитают правду собственной популярности", -- говорил Рассел. Война - переломный этап в биографии ученого. Испытывая глубокое чувство ответственности перед современниками, Рассел занял активную пацифистскую позицию. Он примкнул к Союзу демократического контроля, основанному сразу же после начала войны критиком внешней политики Великобритании Э.Д. Морелом. Проводя активную антивоенную пропаганду, члены организации ратовали за учреждение органа демократического контроля за внешней политикой правительства, за создание международного совета для гарантии соглашений по спорным вопросам, а также за сокращение вооружений. Рассел выступал на многочисленных митингах, за что в 1916 г. был оштрафован на 100 фунтов стерлингов и лишен права преподавания в Тринити-колледже, а в 1918 г. заключен на полгода в тюрьму. В эти годы Рассел написал ряд статей по проблемам войны и мира. В них главной причиной первой мировой войны он называл империализм: рассматривая войну в психологическом аспекте, он связывал ее начало с завистью, которую испытывали немцы по отношению к англичанам, сумевшим создать свою империю. И впоследствии многие явления политической жизни Рассел пытался объяснять природой человека и психологией политиков. В годы войны Рассел писал о возможностях создания единого мирового правительства. Но многое из того, что он декларировал, не имело серьезного обоснования. Его рассуждения были подчас абстрактны и далеки от реалий международной жизни, выводы отличались политической наивностью. "Он слишком часто заявлял, - писал Райен, - что дела приняли дурной оборот потому, что у руля стоят глупые и злые люди, если же к власти придут добродетельные и умные, то на земле воцарится рай Божий". Благодаря участию в антивоенном движении Рассел стал героем левых сил. В 1920 г. он отправился в Советскую Россию, где встречался с В.И. Лениным и Л.Д. Троцким, Максимом Горьким и Александром Блоком. Однако результат поездки - книга "Практика и теория большевизма" (1920 г.) - в целом была весьма критической по отношению к советскому строю. Война и те ужасы, которые она с собой принесла, заставили ученого усомниться в людской добродетели и навели на мысль о необходимости изменить человеческую психологию путем правильного воспитания и образования с детства. Рассел, как всегда увлеченно, занялся написанием статей по этим новым для него проблемам. Собственные дети появились у Рассела, когда ему было уже более 50 лет. (Первый раз Рассел женился еще в 1894 г., но детей от первого брака не имел.) Конец 20-х -начало 30-х годов стали временем его наименьшей политической активности. Лорд Рассел (титул лорда он унаследовал в 1931 г. после смерти старшего брата) всецело посвятил себя семье и воспитанию детей, дочери Кэйт и сына Джона. И в этом он оставался идеалистом, всерьез полагая, что можно вырастить поколение, которое не повторит ошибок своих родителей. Сам воспитанный в крайней строгости, Рассел всегда исповедовал принцип предоставления детям известной свободы. "Не помню, чтобы хоть раз нам велели сесть и замолчать", - вспоминала его дочь Кэтерин Тэйт, однако сама она, видимо, критически относилась к экспериментам отца. "Мы были весьма самодовольными и тщеславными детьми, - признавалась она, - но не в силу классового происхождения или богатства - это привело бы в ужас наших родителей, - а потому, что считали себя умнее других и полагали, что лучше знаем, как нужно жить" . Хотя конкретная школьная программа волновала Рассела значительно меньше, чем проблема воспитания в целом, когда наступила пора отдавать дочь и сына в школу, он и его жена Дора совершили почти что родительский подвиг: внимательно изучив программы всех известных им школ, они не сделали выбора в пользу ни одной из них, а создали собственную программу и организовали в 1927 г. свою школу. В этом, безусловно, снова проявился расселовский идеализм: он свято верил в волшебную силу просвещения, возводил в абсолют роль образования и воспитания в формировании личности. Те же "просветительские" попытки были характерны и для его политической деятельности; при этом они зачастую заканчивались неудачей и не находили понимания у современников. Как, впрочем, и у его собственных детей. Проблемы воспитания вывели Рассела на тесно связанные с ними вопросы семьи и брака. В 1929 г. вышла в свет его работа "Брак и мораль". Лейтмотив книги -- идея о том, что важнеее всего на свете любовь. Без любви, считает Рассел, Вселенная была бы холодным, мрачным местом, сплошь населенным равнодушными друг к другу существами. Заметим, что любовь к женщине играла весьма существенную роль в судьбе самого Рассела на протяжении всей его долгой жизни. Официально он женился четыре раза, однако число его сердечных привязанностей было намного больше. Так же страстно, как он отдавался занятиям наукой, философией, политикой, Рассел мог увлечься женщиной. Во время бурных, хотя чаще всего непродолжительных романов он зачастую забрасывал все остальные дела. Он черпал в любви силы для творчества, затем охладевал к предметам своей страсти и оставлял их. Свободные взгляды на семью и брак сильно подпортили репутацию Рассела. Позже публика задавалась вопросом: как может рассуждать о морали человек, женатый уже в четвертый раз? В 1936 г. 64-летний Рассел развелся со второй женой Дорой и женился на Патриции Спенсер, которая была на 40 лет его. Вскоре у них родился сын Конрад, а в 1938 г. семья уехала в США, где провела шесть лет - вплоть до 1944 г. В это страшное для Европы время Рассел много писал о тоталитаризме и войне. Впервые у него появилась идея, что наука, столетиями выступавшая врагом власти и консерватизма, стала важным рычагом авторитарного общества. Ни у одного тирана в прошлом не было таких мощных технических средств управления массами, какие возникли в последние годы, писал он. Однако в это время Рассел не выдвигал еще сколько-нибудь радикальных политических идей. В 1938 г. он поддерживал позицию Великобритании в Мюнхене, считая, что войны с Гитлером нужно избежать любой ценой. (Позже он об этом сожалел). В работе "Каков путь к миру?" (1936 г.) Рассел отстаивал ту точку зрения, что ввиду появления новых мощных средств уничтожения любая будущая война приведет к полному исчезновению Европы. Время от времени он - до той поры настроенный крайне антиамерикански - даже высказывал мысль о том, что для Европы лучше подпасть под влияние США, чем быть уничтоженной. Единственным возможным средством спасения человечества он считал создание единого мирового правительства, которое обладало бы монополией на все виды оружия. С 1938 по 1944 г. Рассел читал лекции в различных университетах США, там же были созданы две его фундаментальные работы: "Исследование значения и истины" (1940 г.) и "История западной философии" (1945 г.) В 1944 г. Расселы возвратились в Англию. Вернувшись на родину, Рассел с удивлением для себя обнаружил, что отношение к нему сильно изменилось. Либерализм Рассела был вполне созвучен общественному мнению англичан, голосовавших в 1945 г. за лейбористов. Его взгляды на брак даже церкви не казались теперь чересчур экстравагантными. Ждало Рассела и признание в научных кругах. Его вновь пригласили преподавать в Тринити-колледж, он много выступал по радио, читал лекции радиослушателям Би-Би-Си, писал статьи и эссе. В 1950 г. Рассел стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы за книгу "Брак и мораль" (1929 г.) и публицистическую деятельность. К концу войны Расселу исполнилось уже 73 года. Бомбы, сброшенные в августе 1945 г. на Хиросиму и Нагасаки, стали событием, сильно изменившим жизнь ученого. Десятилетие между его возвращением в Британию и началом антиядерной кампании, точкой отсчета которой явился знаменитый Манифест Эйнштейна - Рассела 1955 г., стало, по мнению Райена, переломным периодом в политической карьере Рассела. Ведь именно в эти годы он всецело посвятил себя политике. Однако Рассела вновь перестали понимать, за ним укрепился титул "нового Вольтера". Главное, что теперь занимало ум философа, это то, как донести свои идеи до широкой аудитории, как заставить к себе прислушаться. Одного знатного происхождения, одних научных заслуг уже было явно недостаточно. К тому же давно ушли в прошлое толстые политические журналы XIX в., на страницах которых Рассел мог вести серьезную полемику и благодаря которым был бы, вероятно, услышан. Теперь требовались новые формы воздействия на умы современников, и поиском этих форм Рассел и занялся со свойственной ему неукротимой энергией. Трагедия Хиросимы и Нагасаки потрясла Рассела, стала импульсом для его размышлений о реальности всемирной ядерной катастрофы и - как следствие - о путях ее предотвращения. Его жизнь начиная с 1945 г. и до самой смерти в 1970 г. была посвящена общественно-политической деятельности: он выступал на митингах, в печати, по радио и телевидению, призывая современников задуматься о нависшей над человечеством смертельной угрозе. Но позиция Рассела в эти годы не оставалась неизменной. Так, в 1948 г. он активно выступал за сохранение ядерной монополии США, требовал, чтобы СССР прекратил разработки собственного ядерного оружия и даже предлагал - в случае отказа - сбросить ядерную бомбу на Москву. Разработки атомной бомбы в СССР начались в лаборатории № 2 И.В. Курчатова с 1943 г. "Главное оправдание той точки зрения, которой я придерживался в 1948 г., состояло в моей тогдашней уверенности, что Россия подчинится требованиям Запада", - писал он. Но очень скоро в связи с испытанием атомной бомбы в СССР в августе 1949 г. Рассел отказался от подобных предложений. Позже его неоднократно упрекали: как же он, пацифист, мог выступать с такими радикальными требованиями? "Я не пацифист... я полагаю, что некоторые войны, очень немногие, оправданы, даже необходимы, - отвечал он, но, словно пытаясь оправдаться, замечал: - Несмотря ни на что, в то время я дал такой совет. Но сделал я это мимоходом, без особой реальной надежды, что ему кто-либо последует, и вскоре сам забыл о нем" . Заметим, что к концу жизни Рассел был настроен крайне антиамерикански, а СССР он, напротив, не считал державой, представляющей угрозу миру. Тем временем Рассел женился на Эдит Финч, преподавательницей университета из США. Она не меньше мужа была увлечена общественно-политическими проблемами и оказывала активную поддержку во всех его начинаниях. Позже она вместе с ним участвовала в многочисленных демонстрациях и митингах. Они много путешествовали по Европе, а затем поселились вместе с внуками Рассела в Северном Уэльсе. 1 марта 1954 г. на атолле Бикини в Тихом океане США провели очередные испытания водородной бомбы. Рассел считал, что эта акция стала преступлением против человечества и продемонстрировала миру весь масштаб нависшей над ним ядерной угрозы. Впоследствии, отвечая на обвинения своих критиков его трудов по ядерным проблемам, Рассел говорил: "Раньше я занимался различными социологическими проблемами... но испытания на Бикини 1 марта 1954 г. убедили меня в том, что сейчас нет времени для долгих рассуждений и что для спасения человечества необходимо действовать более решительно и быстро... Ведь если вы увидите, как кто-то бросает горящие спички на складе тротила, вы поспешите остановить его, не дожидаясь выхода в свет планов по широкомасштабной социальной реформе" . Реакцией Рассела на испытания в Тихом океане стало его рождественское радио обращение "Угроза человечеству" в 1954 г. Он получил в ответ на него огромное количество откликов, писем, звонков. Был организован ряд встреч Рассела с представителями британской общественности. "Я наслаждался... встречей со множеством дружелюбных людей - видных фигур в литературной и политической жизни, чьей деятельностью я всегда интересовался, но с кем никогда до той поры не имел шанса обсудить различные вопросы", - вспоминал он. Но, выступая на собраниях в кругу соотечественников, Рассел постепенно начал осознавать, что, во-первых, все это только разговоры, а во-вторых, ядерная угроза слишком серьезна, чтобы проблему такого масштаба обсуждать в сугубо национальных рамках. Именно тогда он решил составить текст заявления, которое подписали бы известные и уважаемые ученые как из капиталистических, так и из социалистических стран. Подобное заявление, считал он, могло бы стать призывом к будущим решительным действиям. Но прежде чем взяться за составление текста, Рассел решил написать письмо крупнейшему физику XX в. Альберту Эйнштейну, еще в 40-е годы неоднократно выступавшему против применения ядерного оружия, чтобы выяснить, что тот думает о подобном плане. Эйнштейн встретил идею Рассела с энтузиазмом, но ответил, что сам он, к сожалению, вряд ли сможет оказать реальную помощь, так как тяжело болен, однако подписать будущий расселовский текст согласился. Заодно он сообщал имена нескольких известных ученых, которые, по его мнению, тоже поддержат данное предложение. Воодушевленный Рассел составил текст и послал его Эйнштейну. Известие о смерти великого ученого застало Рассела 18 апреля 1955 г. в самолете, во время перелета из Рима в Париж. "Я чувствовал себя разбитым, не только по понятным всем причинам, но еще и потому, что понимал: без его поддержки мой план обречен на провал, - вспоминал Рассел. - Но по приезде в Париж я получил его письмо с согласием поставить свою подпись. Это было одним из последних деяний его общественной жизни". В течение последующих 20 лет Р. активно борется за мир, участвует в манифестациях, конференциях сторонников мира. Начиная с 1954 г., когда впервые испытывается водородная бомба, философ выступает за ядерное разоружение, становится членом Движения за ядерное разоружение (1958) и «Комитета ста» (I960). В 1961 г. его приговаривают к кратковременному тюремному заключению за нарушение общественного порядка во время демонстрации перед зданием парламента. В 1962 г. во время кубинского кризиса Р. обращается к президенту США Кеннеди и главе Советского государства Хрущеву с предложением провести мирные переговоры. В 1963 г. Р. выходит из «Комитета ста» и энергично занимается делами Фонда мира Бертрана Рассела и Атлантического фонда мира, организаций миролюбивых сил, борющихся против гонки ядерных вооружений. В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме. Он также осудил вторжение СССР и стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968. Умер Рассел близ Пенриндайдрайта (Уэльс) 2 февраля 1970.
Философия Рассела В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка («логика есть сущность философии»). Важнейшее качество философии, по Расселу, способность устранять всевозможные парадоксы. В «Истории западной философии» он характеризует философию как «ничейную землю между наукой и теологией»; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой. Основные понятия онтологии и теории познания Рассел говорил о присущем ему «инстинкте реальности», который допускает наличие в мире «чувственных данных», объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает «единорогов», «крылатых коней» и «круглые квадраты». Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания «знания-знакомства» и «знания по описанию». Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые «знанием-знакомством», Рассел называл «именами». «Знание по описанию» вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью «обозначающих фраз». Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно «обозначающими фразами», например, фраза «автор «Уэверли» в предложении «Скотт есть автор «Уэверли» сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных «обозначающих фраз». Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает «парадокс существования» (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык «соединяется» с миром только с помощью указательных местоимений («это» и «то»), которые «логически суть собственные имена». Математические и семантические парадоксы Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого «класса всех классов, не являющихся членами самих себя». Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, потому что в начале XX века теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название «теории типов»: множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет «парадокс Рассела» (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса «Лжец»). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения. Логический атомизм Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях («это белое», «это слева от того») фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок «или», «и», «если». Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика австрийского философа Людвига Витгенштейна и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике «поздним» Витгенштейном и представителями лингвистической философии. Философия сознания В книге «Анализ сознания» (1920) Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию «нейтрального монизма», характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, «дематериализующей материю». Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, чем к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д.Юма.
Бертран Рассел стал одним из первых западных мыслителей, осознавшим, что во время интенсифицировавшегося взаимодействием культур, человечество как никогда нуждается в равноправном диалоге, который является основой взаимопонимания в современном мире. Во многом на основе его вклада сегодня осуществляется развитие философской компаративистики. В 1920 и 1921 гг. Р. совершает поездки в Азию, преподает философию в Пекинском университете, с восхищением отзывается о Востоке в книге «Проблема Китая» («Problem of China», 1922); Понимание могут обеспечивать скорее интуиция, воображение, творчество и принципиальная открытость. Эта открытость не означает отказа от своей индивидуальности, самобытности. Диалог возможен только через взаимное признание обеими сторонами особенностей друг друга. Именно тогда общность действительно оказывается реальным процессом, в котором есть принципиальная готовность корректировать свои собственные установки и притязания. Рассела волновала экспансия западной культуры на традиционные китайские ценности. Он считал, что нельзя допустить их нивелировки, уничтожения идеологией утилитарного Запада, а, напротив, необходимо создать все предпосылки для возможности их позитивного влияния. Западу, по мнению Рассела, не достает таких качеств Востока, как толерантность в межличностных отношениях, альтруизм и подлинная духовность. Запад, в свою очередь, может восполнить нишу в сфере научно-технического развития Востока. Диалог Востока и Запада не сводится лишь к поверхностному механическому усвоению некоторых достижений (будь то сфера мысли или область научного знания). Это глобальное внутреннее взаимодействие двух равноправных традиций, долгое время искусственно противопоставляемых друг другу. Но и здесь все неоднозначно, и Рассел справедливо указывал на существенность моральных различий между культурами, происходящих от своеобразия исторического контекста. Например, такие "общечеловеческие", универсальные ценности как права человека (сформировавшиеся, кстати, относительно недавно - в эпоху Просвещения) оказываются во многом несовместимыми с политическими и культурными обычаями Китая. «История западной философии» "История западной философии" писалась в годы второй мировой войны, и время наложило на нее свой отпечаток. Рассел не стремится сделать классиков злободневными, но и не упускает случая проиллюстрировать старую мысль о том, к каким печальным последствиям могут привести самые благородные идеи.
PRIVATE "TYPE=PICT;ALT=" Рассел был одним из крупнейших философов двадцатого столетия, стоявшим у истоков создания философии логического анализа. Критика его всегда оригинальна, обоснована и, что немаловажно, остроумна. Иногда простой здравый смысл позволяет ему пролить новый свет на традиционные проблемы истории философии. Так, например, традиционно считается, что образ Сократа у Ксенофонта более достоверен, чем у Платона, так как Платон, обладавший помимо философского гения немалым литературным талантом, превратил Сократа из реальной личности в защитника собственных взглядов. Рассел резонно замечает на это: "Существовала тенденция считать, будто все, что говорит Ксенофонт, должно быть правильно, потому что ему не хватало ума, чтобы думать о чем-либо неправильном. Эта линия аргументации совершенно неосновательна. Пересказ глупым человеком того, что говорит умный, никогда не бывает правильным, потому что он бессознательно превращает то, что он слышит, в то, что он может понять. Я предпочел бы, чтобы мои слова передавал мой злейший враг среди философов, чем друг, несведущий в философии". Логические позитивисты считали, что все философские проблемы или по крайней мере большая их часть связаны с неправильным употреблением слов, с отсутствием четкого синтаксиса. В подобных случаях Рассел четко и ясно показывает это на конкретных примерах.
PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="
PRIVATE "TYPE=PICT;ALT=" Рассел испытывал симпатию к тем, о ком писал, даже если не разделял их взглядов. Его критика спокойна и свободна от тенденциозности. Его отличает особая страсть находить в биографиях философов малозначительные на первый взгляд черты, способные не только развлечь читателя, но и открыть что-то новое в характере мудреца. Стала знаменитой его фраза о Декарте: "Декарт всегда был хорошо одет и носил шпагу. Он не был трудолюбивым, работал он всего в течение нескольких часов в день, читал мало" (с. 521). Может быть, образ дилетанта-аристократа просто грел душу английского лорда. Не случайно же он заостряет внимание на замечании Юма: "Оснований для изучения философии не существует <...> за исключением того, что некоторым натурам это предоставляет возможность приятно провести время".
Заключение Рассел известен во всем мире как крупный философ - глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма, как автор двухтомной "Истории западной философии", как выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало которым в 1955 г. положил знаменитый Манифест Эйнштейна - Рассела. Рассел писал, что с детства видел перед собой две основные жизненные цели: "Я, с одной стороны, хотел выяснить, возможно ли познание, а с другой - сделать все что в моих силах для создания более счастливого мира" . И если до 38 лет жизнь Бертрана Рассела была подчинена решению первой задачи, то с годами для него, как он отмечал, "не оставалось больше ничего, что я мог бы сделать для доказательства несомненности математического познания. Затем началась первая мировая война, и все мои мысли сосредоточились на человеческом страдании и безумии". В рецензии на автобиографию Рассела английский критик Майкл Холройд в 1968 г. писал, что Рассел – «одно из самых невероятных явлений нашего века... его жизненный путь соткан из удивительных парадоксов». В отличие от американского философа Синди Хука, обнаружившего в третьем томе автобиографии Рассела «аристократическое презрение к массам», остальные критики, включая американского философа Ирвина Эдмана, сравнивали Рассела – свободолюбца и иконоборца – с Вольтером. « Нобелевский комитет не случайно наградил [его] премией по литературе, – писал Эдман в 1951 г. в рецензии на «Непопулярные эссе». – Как и его знаменитые соотечественники, философы старого времени, он – мастер английской прозы». Произведения Рассела «Об основах геометрии» («An Essay on the Foundations of Geometry»), «Германская социал-демократия» («German Social Democracy», 1896), «Критическое толкование философии Лейбница» («A Critical Exposition of the Philosophy of Leibniz», 1900), «Принципы математики» («The Principles of Mathematics», 1903), принесшую ему международное признание, в которой приходит к заключению, «Основания математики» («Principia Mathematica»), «Познание внешнего мира как поле деятельности для научных методов в философии» («Our Knowledge of the External World as a Field for Scientific Method in Philosophy»), . «Принципы социального переустройства» («Principles of Social Reconstruction», 1916), «Война и справедливость» («Justice in Wartime», 1916), «Политические идеалы» («Political Ideals», 1917) и в «Дороги к свободе» («Roads to Freedom», 1918). «Введение в математическую философию» («Introduction to Mathematical Philosophy», 1919), «Анализ мышления» («Analysis of Mind», 1921), «Основы атома» («The ABC of Atoms», 1923), «Основы относительности» («The ABC of Relativity», 1925) и «Анализ материи» («Analysis of Matter», 1927). «Теория и практика большевизма» («The Practice and Theory of Bolshevism», 1920), «Проблема Китая» («Problem of China», 1922), «Об образовании» («On Education», 1926), «Образование и добропорядочная жизнь» («Education and the Good Life», 1926), «Брак и мораль» («Marriage and Morals», 1929), «Образование и общественный строй» («Education and the Social Order», 1932), «Свобода и организация, 1814...1914» («Freedom and Organization, 1814...1914», 1934), «Какой путь ведет к миру?» («Which Way to Peace?», 1936), «Власть: Новый социальный анализ» («Power: A New Social Analysis, 1938). «К вопросу о значении и истине» («An Inquiry Into Meaning and Truth»), «История западной философии» («A History of Western Philosophy», 1945), «Философия и политика» («Philosophy and Politics», 1947) и «Знание человека. Пределы и границы» («Human Knowledge. Its Scope and Limits», 1948, «Власть и личность» («Authority and the Individual», 1949), В 1950 г., в год выхода в свет его «Непопулярных эссе» («Unpopular Essays»), «Влияние науки на общество» («The Impact of Science on Society», 1952), «Портреты по памяти» («Portraits From Memory», 1956), «Факт и вымысел» («Fact and Fiction», 1962), «Автобиография» («Autobiography», 1967...1969).
Афоризмы Рассела
Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться
Всякая точная наука основывается на приблизительности.
Мысль не свободна, если это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям.
Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
Никто не сплетничает о тайных добродетелях других людей.
Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически ею нельзя заработать на жизнь.
Убежденность, что ваша работа необычайно важна, - верный симптом приближающегося нервного срыва.
Чтобы стать долгожителем, нужно тщательно выбирать своих предков.
При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре - править.
В демократии честный политик может быть терпим, только если он очень глуп. Ибо лишь очень глупый человек может искренне разделять предрассудки большей половины нации.
Список литературы 1. Розанова М.С. Философия Бертрана Рассела и проблема диалога культур в перспективе комапаративистского подхода. 2. Бертран Рассел. История западной философии. В 3 кн. Подгот. текста и науч. ред. В. В. Целищева. (1997) 3. «Русский журнал» 28.01.98. Ю.А. Велембовская. «Ученый в борьбе против ядерной угрозы»
4. Нарский И. С. Философия Б. Рассела. (1962) 5. Быховский Б. Э., Мееровский Б. В. Атеизм Бертрана Рассела. (1969)
6. Нарский И. С., Помогаева Е. Ф. Бертран Рассел - философ и гуманист. (1972)
7. Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX века. (1973) 8. Малинин А. Мир идей лорда Бертрана Рассела
|
|
= Design by Koljan = |