ГЕНРИХ РИККЕРТ Генрих Риккерт
Работа студентки II курса дневного отделения группы № 206 А. Г. Башкатовой
Преподаватель − Д. Н. Радул
Москва 2005
Генрих Риккерт (1863 − 1936) − немецкий философ, родился в Данциге (ныне Гданьск). Изучал немецкую литературу, историю, философию, экономику в Берлине, Страсбурге, Цюрихе и Фрейбурге. Хотел стать журналистом, однако отказался от этого, познакомившись с господствовавшими в то время в литературоведении позитивистскими методами исследования. В конце концов, благодаря тому влиянию, которое оказало на него изучение трудов Маркса и работ позитивистов и Авенариуса, Риккерт обращает всё своё внимание на философию. Во Фрейбурге в 1888 г. под руководством В. Виндельбанда он защищает диссертацию «Учение о дефиниции». В период с 1888 г. по 1891 г. Риккерт преподаёт философию в Страсбургском университете. Докторскую степень Риккерт получил в 1891 г. во Фрейбургском университете, где он сразу же начинает преподавать в должности ординарного профессора. В 1916 г. Риккерта приглашают в Гейдельбергский университет, в котором немного позже он занимает кафедру В. Виндельбанда в качестве его преемника. В 1933 г. Риккерт становится лауреатом медали Гёте.
Итак, Г. Риккерт − главный представитель баденской школы неокантианства. Неокантианство возникло в Германии в 60-е гг. как результат возрождения интереса к философии И.Канта спустя два десятилетия после того, как распалась гегелевская школа. Неокантианцы не только звали “назад” к Канту, но и критиковали Канта за имеющиеся в его философии элементы материализма. «Они пытались согласовать науку с идеалистической философией Канта. Они отрицали существование “вещи в себе” (т.е. объективной реальности), считая её “чуждой каплей крови”, отказывались от признания объективных закономерностей общества, сводили категории науки к субъективным нормам и т.п.» (№3, с.327). Одновременно неокантианцы утверждали априорный характер познания, а также они выдвигали положение о соотносительности (имманентности) объекта и субъекта. Неокантианство объединяло ряд направлений как субъективного, так и объективного идеализма. В основе этики неокантианства − противопоставление бытия и долженствования. В 70-е гг. оформилась марбургская школа неокантианства, а в 80-е гг. − баденская. Баденская школа была основана во Фрейбурге Виндельбандом − крупнейшим немецким историком философии конца XIX века. Риккерт же стал систематизатором и продолжателем его идей и концепций. И теоретические интересы Риккерта находятся, главным образом, в области гносеологии и методологии научного, прежде всего гуманитарного познания. Итак, предмет философии, согласно Риккерту, составляет мир, причём мир именно как целое, мир в самом широком смысле этого слова. Этот мир распадается на «я» (субъект) и «мир» в более узком значении (объект). Последний (т.е. мир в качестве объекта, противостоящего субъекту) как таковой изучается частными науками объективно, другими словами абстрагируясь от субъекта, и предстаёт как физическая и психическая реальность (причём психическая реальность напрямую связана с субъектом, индивидуумом, т.к. она, можно сказать, именно этим субъектом и порождается). Философское же познание преодолевает односторонность как объективизма, так и субъективизма. И упирается это познание в проблему ценностей. Именно ценности, по Риккерту, определяют величину индивидуальных различий, указывая в бесконечном многообразии различных черт и свойств на «существенное», «уникальное», «представляющее интерес». Риккерт считает, что ценности необходимо признавать в качестве особой составляющей мирового целого наряду с миром субъектов и объектов («действительностью»). «Риккерт подчёркивает «надсубъектный» и «надбытийный» характер ценностей, истолковывая их как принцип, задающий фундаментальную артикуляцию бытия, познания и человеческой деятельности» (№7, стр. 266). Проще говоря, ценности присутствуют в действительности в качестве благ (в объекте) и в качестве оценки (в субъекте). Они не существуют подобно им − они значат, имеют какую-либо значимость. Сфера ценностей, таким образом, трансцендентна. Итак, в процессе познания предмет выступает как «трансцендентальное долженствование» и принимает вид «трансцендентных правил и норм, требующих признания». Соответственно истина понимается не как согласованность представлений с действительностью, а как согласованность представлений между собой. Она обнаруживается в абсолютной необходимости истинного суждения, содержание которого вытекает исключительно из «значимости» определённой «теоретической ценности». Связь ценностей с действительностью осуществляется посредством смысла, который принадлежит обеим сферам. В отличие от ценности смысл связан с реальным психическим актом − суждением, хотя с ним и не совпадает. Ценности придают смысл акту оценки, создающему блага. Лишь оценка, в которой проявляется смысл, представляет собой реальный психический акт, смысл же сам по себе выходит за пределы психического бытия, указывая на ценность. Тем самым он как бы играет роль посредника между бытием и ценностями и составляет отдельное «царство смысла». Совокупность всех благ образует сферу культуры. Культура, таким образом, есть часть действительности, есть особая сфера опыта, где единичные явления соотнесены с ценностями. С учением о ценностях тесно связана концепция наук о природе и наук о культуре, кладущая в основу их разграничения не объект, а метод. По мнению Риккерта, различие этих наук коренится прежде всего в способе образования понятий. Развивая выдвинутую Виндельбандом идею о различии между идиографическим и номотетическим методами, Риккерт пришёл к выводу, что это различие вытекает из различных принципов отбора и упорядочивания эмпирических данных. Согласно Риккерту, материал непосредственного переживания приобретает определённую форму лишь за счёт априорных процедур «образования понятий», которое может быть двояким. 1) При генерализирующем (т.е. естественно-научном) образовании понятий из многообразия данности выбираются лишь повторяющиеся моменты, попадающие под категорию всеобщего; Этот способ соответствует естественным наукам, или наукам о природе, которые как раз заняты поисками общих законов. 2) При индивидуализирующем образовании понятий отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления (например, исторической личности), а само понятие представляет собой «асимпотическое приближение к определению индивидуума». Иначе говоря, данный метод направлен на единичное и особенное, причём не на всякое индивидуальное, а только на такое, которое соотнесено с ценностью и тем самым с культурой. Причём, говоря об историческом методе абстракции, Риккерт утверждал, что «история представляет собой совокупность явлений (событий, действий, образований), каждое из которых есть “индивид”, имеющий собственное, неповторимое лицо и потому − место в истории» (№8, стр. 494). Этот способ соответствует историческим наукам, или наукам о культуре. Но на этом этапе деление наук не кончается. Далее Риккерт отмечает тот факт, что помимо различия между генерализирующим и индивидуализирующим мышлением есть ещё различие и между мышлением оценивающим и не-оценивающим. Значит, теперь мы можем говорить уже о четырёх группах наук: 1) науки генерализирующие, но не оценивающие (классическое естествознание); 2) науки генерализирующие и оценивающие (социология, экономика); 3) науки индивидуализирующие и не оценивающие (эволюционная биология, геология и т.п.); 4) науки индивидуализирующие и оценивающие (история). Риккерт считал, что подобное разграничение наук, называемое им «формальным», должно заменить традиционное разделение на науки о духе и науки о природе, поскольку и материальная действительность, и психическая − обе могут быть рассмотрены как индивидуализирующим, так и генерализирующим методами. Кроме того, полемизируя с «философией жизни» и экзистенциализмом, Риккерт выдвинул идею о том, что философия является делом «теоретического человека», который только и может в чистых понятиях схватить мир как целое, в то время как «целостный человек» с его чувствами, желаниями, «жизнью» или «экзистенцией» остаётся всегда в пределах своей узкой «мировоззренческой» точки зрения. В работах позднего периода Риккерт отходит от характерного для неокантианства «методологизма», делающего упор на субъективную сторону метода познания, и разрабатывает онтологическую концепцию, согласно которой мир как целое представляет собой совокупность четырёх взаимодополняющих сфер бытия. Чувственно воспринимаемый пространственно-временной мир охватывает физическое и психическое бытие, которое, однако, может быть познано лишь в силу дополняющей его сферы «интеллигибельного бытия» − мира ценностей и смысловых образований. Этим двум мирам «объективного» бытия. Риккерт противопоставляет сферу необъективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее. Все эти стороны посюстороннего бытия, по Риккерту, дополняются и объединяются сферой постигаемого лишь религиозной верой «потустороннего» бытия, в котором сущее и ценность совпадают.
БИБЛИОГРАФИЯ
1) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: Проспект, 2004
2) Краткий философский словарь/ Под ред. А.П. Алексеева. − 2-е изд. − М.: Проспект, 2001
3) Краткий философский словарь/ Под ред. М. Розенталя, П. Юдина. − 4-е изд., доп. и испр. − М.: ГИПЛ, 1955
4) Науки о природе и науки о культуре// Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX − начала XX вв./ Под общ. ред. А.В. Соколова. − М.: Изд-во МГУ, 1995
5) Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. − Т.3/ Под ред. В.В. Степина, Г. Ю. Семигина. − М.: Мысль, 2001
6) О понятии философии// Хрестоматия по философии: Учебное пособие/ Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. − М.: Проспект, 2002
7) Современная западная философия: Словарь/ Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. − М.: ИПЛ, 1991
8) Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. − 7-е изд., перераб. и доп. − М.: Республика, 2001
|
|
= Design by Koljan = |