ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ Великий ученый и человек Ученый и общественный деятель – академик Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) был равно признан и в царской России, и в Советском Союзе, и в постсоветской России. Он один из немногих русских ученых, влияние идей и самой личности которого вышло далеко за рамки научного сообщества и остается неизменно ощутимым на протяжении всей истории России ХХ века, – несмотря на глобальные политические изменения в стране. Сегодня политики – вплоть до президентов страны – считают хорошим тоном процитировать "из Вернадского" и тем самым подкрепить его научным и гражданским авторитетом свои, особенно футуристические построения. Ссылками на причастность или близость к Вернадскому историки науки сообщают дополнительную научную или нравственную прочность своим героям; примечательно, что ощущение весомости таких ссылок в сознании читателя столь довлеет историкам, что они делаются наперекор элементарным фактам. Налицо и другие несущие конструкции культового сооружения: многочисленные конгрессы, конференции, симпозиумы, посвященные Вернадскому, станция метро в Москве, проспекты, университеты, комиссии, фонды, стипендии его имени, памятники – словом, то, что на западе приземлено именуют – "industry". Последняя академическая “Биобиблиография” Вернадского, отнюдь не исчерпывающая, только к 1991 г. насчитывает 914 позиций исследовательской литературы, а научные труды и эпистолярия ученого за период с 1945 по 1991 гг. издавались или переиздавались более 200-т раз. Когда-то импульс серьезной исследовательской и публикаторской работе над наследием Вернадского дал собиравшийся в начале 1950-х годов в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана небольшой кружок почитателей ученого. Им и еще нескольким энтузиастам из оттепельных 1960-х мы обязаны открытием Вернадского – философа. Сегодня "вернадистов" тысячи. Но поток публикации новых работ или эпистолярии самого Вернадского из его колоссального архива заметно иссякает; ему на смену пришли канонические переиздания, вроде монументальной "Библиотеки трудов академика В.И.Вернадского" – преимущественно перепечатки уже многократно публиковавшегося, подготовленная в модном ныне жанре "без комментариев" или с минимумом их. Фактически Вернадский сегодня “канонизирован”. Между тем само общество за прошедшие годы существенно изменилось и историка не может не настораживать та легкость, с какой Вернадский вписывается как в созданный советским тоталитаризмом образ “советской науки”, так и в творимые на наших глазах мифы о русском “научном андеграунде” и “репрессированной науке”. Прелюбопытнейшую картину демонстрирует именной указатель новейшего справочника опубликованных документов по истории России ХХ века из государственных и семейных архивов (по отечественной периодике 1985-1995 гг.): наиболее "публикуемым" перестроечным героем был Сталин – 96 позиций, за ним следует Ленин – 77, на третьем же месте – Вернадский – 37; от этой лидирующей тройки все остальные авторы отстают с колоссальным разрывом. Оказывается, что в общественном сознании перестроечной России именно ученый, интеллигент выдвигался на роль альтернативы гениям зла как пример подлинного патриота и гражданина. Как, когда и почему общество и\или правящая элита востребуют тех или иных “национальных героев” – вопрос исследовательской программы на будущее. Несмотря на огромное число публикаций, Вернадский до сих пор остается terra incognita. Одна из главных перспектив ее освоения – введение в научный оборот полноценных текстов самого ученого.
Жизнь и заслуги Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге 12 марта 1863 года. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков. Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами, читая их без особого разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. Большое впечатление произвели на него географические книги, описания путешествий и великих явлений природы. Интересовался он историей, главным образом греческой. Читал, конечно, стихи и рассказы, но прежде заглядывал в конец: терпеть не мог печальных финалов. Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю свою жизнь. В 1885 году окончил Петербургский университет. В 1886-1888 г.г. работал в минералогическом музее Петербургского университета, в 1889-1890 г.г. стажировался за границей. С 1890 г. приват-доцент, в 1898 - 1911 г.г. - профессор Московского университета. В 1912 г. избран действительным членом Российской академии наук. Один из организаторов и председатель (1915-1930) Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) при Академии наук. В 1917-1921 г.г. работал на Украине, главный организатор, первый президент и академик (1919) Академии наук Украины. В 1922-1939 г.г. - директор организованного им Государственного радиевого института. В 1922-1925 г.г. работал за границей. В 1928-1945 г.г. - директор Лаборатории геохимических проблем АН СССР, преобразованной в 1947 г. в Институт геохимии и аналитической химии его имени. В 1927 г. организовал и возглавил в АН СССР Отдел живого вещества, преобразованный в 1929 г. в Биогеохимическую лабораторию АН. Научные интересы В.И. Вернадского чрезвычайно широки. Будучи основоположником геохимии, он провел первые исследования закономерностей строения и состава взаимодействующих элементов и структур земной коры, гидросферы и атмосферы. Исследовал миграцию химических элементов в литосфере и роль радиоактивных элементов в ее эволюции. В 1923 г. им сформулирована теория о ведущей роли живых организмов в геохимических процессах; в 1926 г. - концепция и определение биосферы и живого вещества; создано учение, согласно которому живое вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот - центральная концепция биогеохимии. Ряд трудов В. И. Вернадского посвящен философским проблемам естествознания и истории науки. Он по праву может быть причислен к выдающимся представителям <русского космизма> наряду с И.М. Сеченовым, Д. И. Менделеевым, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским в естествознании, И. В. Киреевским, В. С. Соловьевым, Н. Ф. Федоровым, П. А. Флоренским в философии, Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским в литературе.
Вернадский – философ. Велик перечень научных достижений Вернадского. Учение о биосфере, о геологической деятельности живых организмов и человека. Учение о природных водах, история минералов и химических элементов земной коры, анализ сущности симметрии и времени, исследования науки… Исследование кристаллов он связывал с проблемой пространства-времени, с общими представлениями о мире. Минералы для него были отражением и продуктом геологической истории, живое вещество – частью Земли и космоса. За частным он всегда видел общее, за фактами – выводы, за обобщениями – живую природу и познающего ее человека. Но если так, то он, безусловно, философ. Ведь именно философия исследует наиболее общие вопросы развития природы, человеческого общества и мышления. Вернадский, занимаясь конкретными специальными научными вопросами, всегда оставался философом, точнее мыслителем. Но его отношение к философии не однозначно. Он говорил: «Я философский скептик. Это значит, что я считаю, что ни одна философская система…не может достигнуть той общеобязательности, которая достигает (только в некоторых определенных частях) наука». Более того, он как будто и вовсе отрекался от философии: «Я как философский скептик могу спокойно отбросить без вреда и с пользы для дела в ходе моей научной работы все философские системы, которые сейчас живы». Пользу философии Вернадский доказывал на конкретных примерах из истории научных идей. По его мнению, философская мысль «раньше науки пришла к построению понятия пространства-времени, частично исходя из научных же фактов. Она раньше науки отбросила абсолютное время и абсолютное пространство. Она поставила вопрос о возможности научно исследовать время». Ученый называл себя философским скептиком. Однако некоторые философские положения он признавал безоговорочно. «В основе всей научной работы лежит единое аксиоматическое положение о реальности предмета изучения науки – о реальности мира и его законообразности, то есть возможности охвата научным мышлением». У Вернадского в конце девятнадцатого века наблюдалась некоторая склонность к эмпиризму и пренебрежение к теоретическим и философским основам науки. Однако практика научных исследований, разработка широких теоретических проблем естествознания, стремление к познанию наиболее общих законов развития природы и общества, возрастающий с годами интерес к особенностям и эволюции научного знания – все это заставляло его стихийно становиться на позиции диалектического материализма. По мнению философа И. А. Козикова, можно выделить четыре этапа эволюции философских взглядов Вернадского: «До Октябрьской революции он стоял в основном на позиции естественноисторического материализма. В конце двадцатых и начале тридцатых годов, развивая идеи о бренности атомов, он пришел, к признанию диалектического характера изменений в неживой природе. В это же время он по существу с диалектико-материалистических позиций разрабатывал вопросы пространства и времени. В конце тридцатых и начале сороковых годов, разрабатывая методологические вопросы естествознания, В. И. Вернадский сделал еще один шаг в сторону диалектического материализма. К концу своей жизни, признав под влиянием научных фактов возможность зарождения жизни в земных условиях, он встал на позиции диалектического материализма и в понимании живой природы. Однако следует отметить, что в ряде вопросов таких, например, как отношение к религии, понимание философии с естествознанием в современных условиях, а также некоторых других, он не пришел к диалектическому материализму». К Вернадскому полностью приложимы слова Д. Сантаяны, сказанные о Гете: «Он был слишком мудр, чтобы быть философом в обычном смысле слова». Продолжая эту мысль, И. И. Молчалов заметил: «Но эта же мудрость не позволяла Вернадскому стать и естествоиспытателем «в обычном смысле». Ученый не стремился создать какое-то особое философское учение или направление. Он выработал свое личное мировоззрение, соответствующее его складу ума и характера, моральным принципам, знаниям. Он всегда руководствовался «такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями». В своих общих рассуждениях он как бы возвращал понятию «философия» его первозданную сущность («фило» - любовь, «софия» – мудрость), потому что любил мудрость и был мудр. Читая труду Вернадского, попадая в поток его идей, невольно настраиваешься на размышления. Есть ученые, изрекающие истину. Они как бы укладывают каменную плотину поперек течения мысли. До сих пор – движение, а дальше – все. Путь закончен. Остается только подниматься все выше, устремляясь в стороны до тех пор, пока не хлынет поток через край или не найдет окольный путей. Вернадский никогда не претендовал на знание каких-то особых, навеки незыблемых истин. Его эмпирические обобщения подобны ограждающим дамбам, не позволяющим потоку растечься в стороны. Он всегда оговаривал возможность появления новых фактов, которые заставят изменить или уточнить его обобщение. Осторожно, ненавязчиво, но целеустремленно, основываясь на фактах, ведет Вернадский читателя от истоков научных идей к их современному состоянию, и стремиться показать дальние горизонты науки, те неведомые рубежи, которые предстоит еще освоить и которые неизбежно видятся нечетко и обобщенно.
На склоне своих лет Вернадский отметил: «Я никогда не жил одной наукой». Полвека раньше он писал об этом более подробно: «И художественное наслаждение, и высокие формы любви, дружбы, служение свободе – все это связывается с …умственной жизнью». «Нельзя мысль отвлекать исключительно в сторону личных, мелких делишек, когда кругом стоят густою стеною великие идеалы, когда кругом столько поля для мысли среди гармоничного, широкого, красивого, когда кругом идет гибель, идет борьба за то, что сознательно сочла своим и дорогим наша личность». Он мыслил для того, чтобы полнее жить. Занятия наукой были для него средством глубже познать природу, самого себя, все человечество. Он любил и уважал людей – не обобщенный народ, толпу, но человеческую личность; не всех, а каждого. Он верил в великое будущее человечества и стремился приблизить его. По его собственному признанию, жизнь для него определялась любовью к людям и свободным исканием истины.
|
|
= Design by Koljan = |