ИДЕЯ ИСТОРИИ
Идея истории
Выполнила: студентка 214 группы
дневного отделения
Минкина И.С.
Проверил: Радул Д.Н.
Москва, 2004
Конспект статьи Рачкова «Конец истории» как социософская проблема». Из №2 от 1993 года журнала «Вестник Мгу. Сер. Философия».
В наше время все большую популярность приобретают эсхатологические темы. Несмотря на постоянное развитие научного знания, люди вовлекаются в мистические течения, провозглашают конец света в целом и конец российской истории в частности. В сфере конкретно-теоретического и философско-социологического знания выдвигаются идеи исторического прогресса.
Многие эсхатологические идеи не новы. Они имеют под собой многовековую основу. Примером могут служить иудейско-христианские теории конца света.
Первые проявления подобных взглядов как раз были связаны со становлением христианской эсхатологии. В таком же духе говорил о судьбах мира родоначальник христианской философии истории Аврелий Августин: общество идет от сотворения мира и грехопадения человека к концу мира и Страшному Суду.
Значительное место эсхатологические идеи нашли в религиозной историософии в работах В. Соловьева, Н. Бердяева, К. Леонтьева и др. Соловьев утверждал, что современное человечество превратилось в больного старика. Уже нет новых народов, которые могли бы стать основой для зарождения и развития цивилизаций будущего.
У В. Соловьева и Н. Бердяева эсхатология неразрывно связывалась с пониманием конца истории как преддверия высшей сверхисторической ступени общественной жизни, абсолютного будущего.
Н. Бердяев считал, что эсхатология обусловливает все те смысловые и ценностные доминанты, которые пронизывают основные начала русской жизни и составляют сущность «русской идеи».
У К. Леонтьева конец истории – это приход антихриста в тот мир, который вместо прежней многокрасочной Европы утверждает Европу унылую и одноцветную. Символ подобной Европы – это образ буржуа, который как человек средний и спокойный является идеалом и орудием всемирного разрушения.
Особое значение идея конца истории приобрела у философов, строивших классические философские системы. Считалось, что окончательная картина мира ясна только тогда, когда история уже завершилась. Г.В.Ф. Гегель – создатель самой фундаментальной философской системы, венца классической философии системосозидания – утверждал, что всемирная история, направляясь с Востока на Запад, в Азии (а более
конкретно – в Китае) имела свое начало, а в Европе обретает свой безусловный конец.
Подобное толкование истории встречалось также до и после Гегеля: в платоновской концепции идеального государства, в идее гармонического общества Ш. Фурье, в философии истории К. Ясперса, в теории либерально-демократического государства Ф. Фукуямы и других.
К. Ясперс рассматривает все общественное развитие как единую линию, в которой имеется начало и конец. Он выделяет в истории три фазы: доисторию, историю и мировую историю. Эти фазы объединены одной общей целью. Эта общая цель – гармоническое созвучие душ, вечное царство духа.
Ф. Фукуяма в 1989 году провозгласил конец истории как таковой. В новом мире не будет искусства и философии, а останется лишь музей человеческой истории.
Во многих теориях специально обосновывается конец культуры (О. Шпенглер), цивилизации (Ш. Фурье), революционных преобразований (сенсимонисты).
Много пророчеств связано с «концом идеологии». Этот тезис провозглашали Эд. Шилз, Р. Арон, С.М. Липсет, Д. Белл, А. Гелен и др.
Нередко пророчества насчет будущего идеологии связываются с отрицательным отношением к ней К. Маркса и Ф. Энгельса. Опираясь на их теорию, будущее идеологии отрицали В. Адорацкий, Н. Разумовский и др. В подобном духе выступали представители неомарксизма. Они отказывали любой идеологии в праве на существование.
К. Ясперса тоже можно причислить к отрицателям идеологии. Он говорит, что идеология – это самообман, необходимость для маскировки и оправдания подлинных целей людей.
Сегодня тоже много говорится о необходимости преодоления идеологии. Например, И. Яхот считает, что понятие идеологии не вписывается в марксистскую систему.
Идея конца философии тоже нашла множество сторонников. Это, например, О. Конт и другие позитивисты, В. Адорацкий, А. Богданов, С.К. Минин, А.В. Потемкин и другие.
Немалое количество мыслителей предсказывали конец морали. В пример можно привести таких людей, как Н.И. Бухарин, Е.А. Преображенский, Л.Д. Троцкий. Они утверждали, что морали как силы, отчужденной от человека, не будет в бесклассовом обществе.
У неомарксистов подробно освещены апокалипсические тенденции антикапиталистической революции, которая определяется как «конец истории», как отрицание «неудавшейся цивилизации».
В последние годы суждения о конечной стадии истории нередко высказываются применительно не только к капитализму, но и к социализму.
Многое становится ясным при постановке вопроса о причинах и основаниях суждений о «конце истории».
Причины:
1) Концепция конца истории часто выступает как отражение глубокого общественного кризиса, острых социальных противоречий, требующих кардинальных преобразований, решительных революционных действий, которые бы вели от «конца истории» к постистории.
2) Попытка представить через данные концепции существующее общество, ступень, достигнутую в развитии той или иной страны как наиболее совершенные, рациональные, которые обеспечивают удовлетворение главных потребностей людей и которые поэтому нет никакой необходимости в дальнейшем существенно перекраивать, изменять и т.п.
3) С точки зрения философско-познавательной «конец истории» для многих был необходим как предпосылка, обязательное условие создания философских систем, абсолютных теорий, для получения исчерпывающих ответов, абсолютно-предельных знаний о сути и смысле истории, о конечных основаниях бытия и духа. Именно так трактовался вопрос у Канта, Гегеля, Бердяева, Хайдеггера и других мыслителей.
С данными причинами находятся в теснейшей взаимосвязи и преимущества, и недостатки концепции конца истории.
Недостатки:
1) Нельзя как-то убедительно, научно обосновать идею пределов, конца развития, особенно если это касается общества, его общих характеристик. Развитие мира бесконечно.
Конечно, существует определенная угроза гибели человечества. Но речь здесь идет исключительно о физической гибели человечества. Более того, физический конец – он не фатальный, его можно предотвратить. Кроме того, согласно некоторым подсчетам, в будущем возможно космическая смерть планеты Земля. Да и бытие человека как биологического вида не беспредельно. Но все это находится за рамками
общественной истории.
Существует общая направленность общественного развития. Подобно цивилизации, идеология тоже может исчезнуть или быть отвергнутой, хотя вообще исчезнуть она не может. В любых новых условиях идеология необходимо остается как особое состояние или проявление общественного сознания. Поэтому, несмотря ни на какие пророчества, полностью уход от идеологии невозможен, так же как невозможно
разделить человеческую плоть и дух. За утратой идеологии неизбежно последует экономический крах, глубокий социально-хозяйственный кризис.
2) Ложность той посылки, что может прийти период, когда все основные противоречия будут разрешены и общество станет по сути непротиворечивым, а значит, и лишенным движения, какого-либо развития. Ведь всем известно, что развитие общества основано на противоречиях (с точки зрения философии это обосновал Гегель в законах диалектики). Подобные идеи уже можно заметить в трудах Платона.
Взгляды об обществе без противоречий нередко связывались и с представлениями о коммунизме как завершающем периоде истории. Такие представления обычно связывались с тем, что в будущем не будет никакой социальной дифференциации, отомрут всякие социальные слои и группы.
3) Профетический подход к выявлению смысла и целей истории. Согласно С. Булгакову, высшим и единственным критерием для оценки человеческих деяний, их значений в мироздании является Царство Божие как конечная цель мирового и исторического процесса.
4) Умозрительность, утопичность, формальная опора на высказывания авторитетов (прежде всего, это, конечно же, представители церковной власти).
Достоинства:
1) Объективная детерминация. Концепции конца мира ясно указывают на глубокие противоречия, конфликты, кризисы, разрушительные столкновения интересов, социальных сил, которые реально существуют и разъедают, деформируют общество, создают в нем безвыходные, тупиковые ситуации. Это показывает, что нельзя мириться с тем, что есть и что на существующее больное общество нужно смотреть как на
временное, преходящее.
2) Поиски путей кардинального решения социальных проблем, стремление определить идеал, высшую цель, возвышенные, перспективные идеи, устои постисторического свободного общества. Без решения этих задач любое общество не может нормально функционировать, существовать как живой организм, как сложное системное образование.
Конечные высшие цели, определение общественных идеалов, идеальные общественные маяки нашли в названных теориях много различных выражений: «русская идея», Царство Духа, «идеальное государство», общество гармонии, социалистическая идея, коммунизм.
Правда, эта направленность на высшие цели характерна не для всех концепций «конца истории». Она отсутствует, по существу, у Гегеля, Фукуямы и других мыслителей, которые устанавливают абсолютные пределы развития, достигнутые якобы уже в их время.
Когда прямо или косвенно отрицают то, без чего жить нельзя, нет обычного, нормального общества. Но все равно какие-то заменители перспективных идей, высших общественных целей все-таки находятся. У нас – это в основном идеи «цивилизованного общества» и «правового государства». Но подобные цели не выражают национальной идеи, общенационального смысла жизни.
3) Подход к общественным явлениям, истории в целом исходя из их конца. Но при абсолютизации такого подхода нужно, очевидно, брать на веру, соглашаться с теми, кто говорит о неизбежности или реальной данности конца истории. А эта позиция вряд ли доказательна. Поэтому всегда следует исходить только из реальных данных.
4) Концепции конца истории остро, четко ставят перед всеми теоретиками – исследователями вопрос о нашем будущем: или они есть или его нет; если нет, то почему, если есть, то какое оно. Конец истории – это своеобразное выражение конца определенной фазы в ее развитии, преддверие ее другой ступени или, конкретнее, - это конец одной исторической формы цивилизации и переход к другой.
Проблема конца истории, ее постановка и активная разработка имеют глубокие социальные, жизненные корни. Они выражают стремление к углубленному пониманию истории, к решению важных мировоззренческих, социально-философских вопросов.
|