Назад

СХОЛАСТИКА

Полина Чувилина, 211 гр. (2005-2006 гг)

Философия – это один из видов духовной культуры человечества, наравне с наукой, религией, искусством. С помощью этих, сходных во многом форм, человек пытается ответить на вопросы, которые он задавал с момента своего появлении я на земле и никогда не устанет задавать. Но есть между этими формами и различие – они исследуют различные вещи, и используют для этого различные методы. Предмет науки – естественный мир, в котором она стремится к высокой точности знаний, считает необходимым все доказывать, проводить эксперименты и извлекать из полученных знаний практическую пользу. Предмет религии – напротив, потусторонний, сверхъестественный мир, который безусловно признается реально существующим. Его невозможно увидеть, и точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру возможна только бездоказательная вера. Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот. Оно, в отличие от науки, не стремится что-то доказывать, в отличие от религии – во что-то верить, базируется просто на передаче переживаний через художественные образы.
Философия более всеобъемлюща. Она не ограничивается одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. Причем средства освоения этих миров для философии – и знание, и вера, и эстетическое чувство. Она имеет общее и со всеми вышеперечисленными видами духовной деятельности человека, но, при этом, она более масштабна. Философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека. Научное же определение философии звучит так: философия (греч. «любовь к мудрости») – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и этическое отношение человека к миру. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основываются на вере…
Таким образом, философию чаще всего сближают с наукой, чем с какой-либо другой формой духовной культуры. Философ Н.О.Лосский в последней главе своей книги «История русской философии» отмечает: «Философия — это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов или наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия является наукой единственной в своем роде и отличается от других наук двумя характерными особенностями. Анализируя природу вселенского бытия, философия доводит этот анализ до крайнего предела, т. е. занимается не только аспектами, которые уже не поддаются никакому анализу и составляют содержание наиболее всеобщих идей и суждений…С другой стороны, в процессе изучения основных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть их внутреннюю взаимосвязь, ту взаимосвязь, которая образует мир как целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной части метафизики. Космология занимается такими важными конкретными и частными элементами, как биологическая эволюция и история человечества. Отсюда философия должна ответить на вопрос о том, каков их смысл, каково их место в этом мире как целом. Занимаясь такими вопросами, философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться способностью к эстетическому созерцанию.
Таким образом, высочайшие достижения философии требуют сочетания двух противоположных и трудносовместимых способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию реальности на его высшей ступени».
Но, кроме того, существует и другое отличие философии от науки. В науке действует принцип соответствия – новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина – истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен, и наука XXI века знаем о мире больше, чем наука предшествующих веков.
Иначе обстоит дело с философией. Марксистское определение философии как науки порождало особое отношение к истории мысли: «научные» ориентации философии считались главенствующими и преопределенными стать господствующими в истории мысли, причем на всем «пространстве» философствования. Возникает естественный вопрос: почему философия не поступает аналогичным образом, добиваясь полной итоговой когерентности всех своих представлений, чем это обусловлено? Тем, вероятно, что в философии мы имеем дело с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы. Иными словами, у нас здесь нет рациональных критериев выбора. Действительно, одна из актуальных проблем философии - это проблема ценностей, т.е. проблема выявления, или, точнее, построения конечных оснований целеполагания. Речь идет о смысле человеческого бытия, о природе высшего Блага. Здесь возможны разные концепции при полной невозможности рационального выбора, ибо выбор уже предполагает наличие ценностных установок. Аналогичные рассуждения можно построить и применительно к правилам вывода: если любое обоснование предполагает правила вывода, то сами эти последние уже не могут быть обоснованы и выступают как предмет веры. История философии поэтому - это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга, а продолжают сосуществовать в настоящем, не теряя своего значения. Каждое такое мировоззрение в идеальном случае - это некоторая целостность, некоторый замкнутый мир, вполне самодостаточный и не приемлющий каких-либо других миров. Исходя из этого отличия философии от науки, возникают и сложности в том, как подавать историю философии: изображать ли историческое развитие мысли как неуклонное движение в сторону научности (что само собой предполагает «отсечение» или дискредитацию многих линий и тенденций философии прошлого и настоящего) или одновременно рассматривать в качестве полноправных такие, например, виды философствования, которые еще слиты или стремятся слиться с мифологией или религией; или такие, где наука и научность не считаются главными критериями высокого философствования по той причине, что совершается поиск неповторимой и не тождественной науке специфики философии.
В советское время философское познание рассматривалось как эволюционирующее от древнейших представлений к философии марксизма: «марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения философии, науки и общественной практики, и впервые в истории познания сделал философию последовательно научным орудием социального прогресса» - гласит философский энциклопедический словарь 1983 года издания. При этом все предшествующие философские течения признавались «неправильными», ненаучными, а «побочные» ветви, не вписывающиеся в общую картину эволюции философии, и вовсе отсекались.
Стоит также отметить, что на протяжении всей, почти трехтысячелетней истории своего существования философия не переставала быть критикой: критикой наличного бытия и наличного сознания. Великие философы, как и великие художники, редко когда были в милости у властей – напротив, власть их преследовала, отправляла в изгнания, тюрьмы и на эшафот. Но философы спорили не только с властью, но и друг с другом, доводя искусство спора (диалектику) до высокого уровня совершенства.
В наши дни философию уже не рассматривают как безусловную науку в силу различий ее с научным познанием, и это делает возможным рассматривать многие философские течения. Но главное отличие философии от науки в чистом понимании этого слова – в ее предмете, в тех вещах, которые она изучает, и вопросах, которыми она задается.
Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия – рассуждения, проводимые на досуге за чашкой чая о предметах, составляющих объект изучения философии, ведущиеся на уровне интуиции, сформировавшиеся на базе жизненного опыта данных “философов”. Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой системы в рассуждениях. Такие “философствования”, что интересно, характерны странным сочетанием: уровень научного анализа стоит очень низко, на уровне первых философов античности, а сами суждения – уровню развития общества, прошедшего гораздо больший путь познания.
Философия, как мы можем предположить, выросла именно из такого философствования. Она прошла много этапов, построенных, если говорить упрощенно, следующим образом: берется несколько фактов, берется какая-то категория, производится анализ и получается, в конце концов, противоречие. В обыденной жизни этот прием используется либо для доказательства вздорности философии, либо для самоутверждения, либо для “доказательства” своей позиции и т.д. В философии же пройдено много таких этапов, причем противоречие на данном этапе логического анализа являлось посылкой для следующей ступени. Таким образом, философия – развитие “философствования” на протяжении тысяч лет. При этом постоянно вскрывались ошибки, находились “выходы из тупиков”. Таким образом, “философствование” отличается, во-первых, использованием лишь индивидуального опыта, а не опыта всего человечества, во-вторых, гораздо меньшим уроком размышлений, в-третьих “философствование” является обычно досугом, развлечением, оно вообще не подразумевает сколько-нибудь глубоких мыслей.
Философия основывается на особом типе мышления. Философия не обладает таким же предметом как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например, биология, геология. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Философия - та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами, и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики предмета философии неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Но, при этом, философия – это не просто дисциплина, но еще и специфический тип мышления и даже своего рода эмоциональный настрой.
Все философские вопросы (принадлежит ли красота природы самой природе она продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью воспринимать красоту? Насколько свободен человек? Насколько соотносятся воля Бога и человека? И т.д.) затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Большая многоплановая проблема "мир-человек", по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Бертран Рассел, английский философ, формулировал свое мнение о предмете философии так: "разделен ли мир на дух и материю, а если ад, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели? Действительно ли сущ. законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высшей оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии». При этом многие философы считают, что такие вопросы может ставить только свободный человек, имеющий право выбора и несущий ответственность за него. Философия, согласно таким представлениям, есть пространство свободы в человеческой культуре. Философское знание не есть утилитарное, прагматическое – оно вырастает из повседневности, но возвышается над ней.
Впрочем, существует точка зрения, что определение философии, даваемое самими философами, не может быть объективно, так как она затрагивает их в гораздо большей степени, нежели остальных.
Зачастую философию путают с мировоззрением, но это отнюдь не идентичные понятия, хотя философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Философия - общая теория мира и человека в нем. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.
Философию можно разделить на различные дисциплины, и это разграничение начало формироваться еще в античности. Философия постигает всеобщее, ставя вопрос о сущем и должном (онтология и этика), о собственном существе (философская антропология), о бытии собственного существа с другим (социальная философия) и т.д. Но стоит оговориться, что всякое дисциплинарное разграничение в области философии является весьма и весьма условным. Заниматься, например, философией языка отнюдь не означает ставить всю философию на службу собственным интересам, касающимся происхождения или форм языковой деятельности человека. Языкознание с его конкретными анализами тех или иных языков радикально отличается от философии языка, начинающейся там, где происходит обращение к безусловно всеобщему, не выводимому ни из какого сугубо позитивного исследования. Более того, всякое философское знание характеризуется именно тем, что обнаруживает тот или иной феномен, посредством которого возможно обращение и интерпретация этого безусловно всеобщего
Таким образом, получается, что философия – это особый вид духовной деятельности человека, наиболее сходный с наукой, но при этом отличающийся и от науки, и от религии, и от искусства. Философия не ограничивается каким-либо одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить в своей деятельности различные миры – и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. А предмет ее – поиск и исследование общих черт всего окружающего мира в целом по отношению к человеку, в отличие от наук, она охватывает весь мир, а не конкретные его предметы и части. Можно ее обозначить как науку обо всем в смысле науки о самом широком, общем, важном, основном. О самом главном. И о вопросах, которые неизвестно, можно ли разрешить вообще.

 

= Design by Koljan =

 

Hosted by uCoz