СХОЛАСТИКА
Полина Чувилина, 211 гр. (2005-2006 гг)
Философия
– это один из видов духовной культуры человечества, наравне с наукой,
религией, искусством. С помощью этих, сходных во многом форм, человек
пытается ответить на вопросы, которые он задавал с момента своего
появлении я на земле и никогда не устанет задавать. Но есть между
этими формами и различие – они исследуют различные вещи, и используют
для этого различные методы. Предмет науки – естественный мир, в котором
она стремится к высокой точности знаний, считает необходимым все доказывать,
проводить эксперименты и извлекать из полученных знаний практическую
пользу. Предмет религии – напротив, потусторонний, сверхъестественный
мир, который безусловно признается реально существующим. Его невозможно
увидеть, и точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру
возможна только бездоказательная вера. Предмет искусства – внутренний,
духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот.
Оно, в отличие от науки, не стремится что-то доказывать, в отличие
от религии – во что-то верить, базируется просто на передаче переживаний
через художественные образы.
Философия более всеобъемлюща. Она не ограничивается одним предметом
или сферой реальности, она пытается охватить и естественный, и сверхъестественный,
и внутренний, духовный мир человека. Причем средства освоения этих
миров для философии – и знание, и вера, и эстетическое чувство. Она
имеет общее и со всеми вышеперечисленными видами духовной деятельности
человека, но, при этом, она более масштабна. Философию можно определить
как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными
способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание,
и человека. Научное же определение философии звучит так: философия
(греч. «любовь к мудрости») – форма общественного сознания; учение
об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру;
наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия
вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека;
она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое,
нравственное и этическое отношение человека к миру. Философия как
теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы,
отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые
основываются на вере…
Таким образом, философию чаще всего сближают с наукой, чем с какой-либо
другой формой духовной культуры. Философ Н.О.Лосский в последней главе
своей книги «История русской философии» отмечает: «Философия — это
наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению
строго доказуемых истин не для избранных народов или наций, а для
всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия
является наукой единственной в своем роде и отличается от других наук
двумя характерными особенностями. Анализируя природу вселенского бытия,
философия доводит этот анализ до крайнего предела, т. е. занимается
не только аспектами, которые уже не поддаются никакому анализу и составляют
содержание наиболее всеобщих идей и суждений…С другой стороны, в процессе
изучения основных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть
их внутреннюю взаимосвязь, ту взаимосвязь, которая образует мир как
целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной
части метафизики. Космология занимается такими важными конкретными
и частными элементами, как биологическая эволюция и история человечества.
Отсюда философия должна ответить на вопрос о том, каков их смысл,
каково их место в этом мире как целом. Занимаясь такими вопросами,
философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться
способностью к эстетическому созерцанию.
Таким образом, высочайшие достижения философии требуют сочетания двух
противоположных и трудносовместимых способностей: способности к абстрактному
мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию
реальности на его высшей ступени».
Но, кроме того, существует и другое отличие философии от науки. В
науке действует принцип соответствия – новое знание включает в себя
прежние представления как частный случай, как более полная истина
– истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен,
и наука XXI века знаем о мире больше, чем наука предшествующих веков.
Иначе обстоит дело с философией. Марксистское определение философии
как науки порождало особое отношение к истории мысли: «научные» ориентации
философии считались главенствующими и преопределенными стать господствующими
в истории мысли, причем на всем «пространстве» философствования. Возникает
естественный вопрос: почему философия не поступает аналогичным образом,
добиваясь полной итоговой когерентности всех своих представлений,
чем это обусловлено? Тем, вероятно, что в философии мы имеем дело
с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые
уже не могут быть рационально обоснованы. Иными словами, у нас здесь
нет рациональных критериев выбора. Действительно, одна из актуальных
проблем философии - это проблема ценностей, т.е. проблема выявления,
или, точнее, построения конечных оснований целеполагания. Речь идет
о смысле человеческого бытия, о природе высшего Блага. Здесь возможны
разные концепции при полной невозможности рационального выбора, ибо
выбор уже предполагает наличие ценностных установок. Аналогичные рассуждения
можно построить и применительно к правилам вывода: если любое обоснование
предполагает правила вывода, то сами эти последние уже не могут быть
обоснованы и выступают как предмет веры. История философии поэтому
- это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга,
а продолжают сосуществовать в настоящем, не теряя своего значения.
Каждое такое мировоззрение в идеальном случае - это некоторая целостность,
некоторый замкнутый мир, вполне самодостаточный и не приемлющий каких-либо
других миров. Исходя из этого отличия философии от науки, возникают
и сложности в том, как подавать историю философии: изображать ли историческое
развитие мысли как неуклонное движение в сторону научности (что само
собой предполагает «отсечение» или дискредитацию многих линий и тенденций
философии прошлого и настоящего) или одновременно рассматривать в
качестве полноправных такие, например, виды философствования, которые
еще слиты или стремятся слиться с мифологией или религией; или такие,
где наука и научность не считаются главными критериями высокого философствования
по той причине, что совершается поиск неповторимой и не тождественной
науке специфики философии.
В советское время философское познание рассматривалось как эволюционирующее
от древнейших представлений к философии марксизма: «марксизм критически
переработал и обобщил предшествующие достижения философии, науки и
общественной практики, и впервые в истории познания сделал философию
последовательно научным орудием социального прогресса» - гласит философский
энциклопедический словарь 1983 года издания. При этом все предшествующие
философские течения признавались «неправильными», ненаучными, а «побочные»
ветви, не вписывающиеся в общую картину эволюции философии, и вовсе
отсекались.
Стоит также отметить, что на протяжении всей, почти трехтысячелетней
истории своего существования философия не переставала быть критикой:
критикой наличного бытия и наличного сознания. Великие философы, как
и великие художники, редко когда были в милости у властей – напротив,
власть их преследовала, отправляла в изгнания, тюрьмы и на эшафот.
Но философы спорили не только с властью, но и друг с другом, доводя
искусство спора (диалектику) до высокого уровня совершенства.
В наши дни философию уже не рассматривают как безусловную науку в
силу различий ее с научным познанием, и это делает возможным рассматривать
многие философские течения. Но главное отличие философии от науки
в чистом понимании этого слова – в ее предмете, в тех вещах, которые
она изучает, и вопросах, которыми она задается.
Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова.
В обыденном смысле философия – рассуждения, проводимые на досуге за
чашкой чая о предметах, составляющих объект изучения философии, ведущиеся
на уровне интуиции, сформировавшиеся на базе жизненного опыта данных
“философов”. Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой
системы в рассуждениях. Такие “философствования”, что интересно, характерны
странным сочетанием: уровень научного анализа стоит очень низко, на
уровне первых философов античности, а сами суждения – уровню развития
общества, прошедшего гораздо больший путь познания.
Философия, как мы можем предположить, выросла именно из такого философствования.
Она прошла много этапов, построенных, если говорить упрощенно, следующим
образом: берется несколько фактов, берется какая-то категория, производится
анализ и получается, в конце концов, противоречие. В обыденной жизни
этот прием используется либо для доказательства вздорности философии,
либо для самоутверждения, либо для “доказательства” своей позиции
и т.д. В философии же пройдено много таких этапов, причем противоречие
на данном этапе логического анализа являлось посылкой для следующей
ступени. Таким образом, философия – развитие “философствования” на
протяжении тысяч лет. При этом постоянно вскрывались ошибки, находились
“выходы из тупиков”. Таким образом, “философствование” отличается,
во-первых, использованием лишь индивидуального опыта, а не опыта всего
человечества, во-вторых, гораздо меньшим уроком размышлений, в-третьих
“философствование” является обычно досугом, развлечением, оно вообще
не подразумевает сколько-нибудь глубоких мыслей.
Философия основывается на особом типе мышления. Философия не обладает
таким же предметом как, например, естественные науки, в том смысле,
что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной
области знания как, например, биология, геология. Однако предмет у
философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации
составляет его специфическую особенность. Философия - та область духовной
деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой
деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами, и
в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта
культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в
его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего
и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей
специфики предмета философии неоднократно обновлялось, наполнялось
новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания
лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть
на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования
мира человеком. Но, при этом, философия – это не просто дисциплина,
но еще и специфический тип мышления и даже своего рода эмоциональный
настрой.
Все философские вопросы (принадлежит ли красота природы самой природе
она продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью воспринимать
красоту? Насколько свободен человек? Насколько соотносятся воля Бога
и человека? И т.д.) затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия
и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Большая
многоплановая проблема "мир-человек", по сути, выступает
как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное
выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может
быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Бертран
Рассел, английский философ, формулировал свое мнение о предмете философии
так: "разделен ли мир на дух и материю, а если ад, то что такое
дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает
независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое либо единство
или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели?
Действительно ли сущ. законы природы, или мы просто верим в них благодаря
лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным,
чтобы заслуживать высшей оценки, или же к добру нужно стремиться,
даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти
вопросы, если не отвечать на них, - дело философии». При этом многие
философы считают, что такие вопросы может ставить только свободный
человек, имеющий право выбора и несущий ответственность за него. Философия,
согласно таким представлениям, есть пространство свободы в человеческой
культуре. Философское знание не есть утилитарное, прагматическое –
оно вырастает из повседневности, но возвышается над ней.
Впрочем, существует точка зрения, что определение философии, даваемое
самими философами, не может быть объективно, так как она затрагивает
их в гораздо большей степени, нежели остальных.
Зачастую философию путают с мировоззрением, но это отнюдь не идентичные
понятия, хотя философия и мировоззрение органично связаны друг с другом.
Философия - общая теория мира и человека в нем. Мировоззрение - это
система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании
мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную
структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы.
Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает
в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована
на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик.
Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает
лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии,
мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности.
Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.
Например, в эпоху Возрождения основной направленностью философии было
осмысление места человека как центра вселенной. Мировоззрение включает
в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы
в общей форме.
Философию можно разделить на различные дисциплины, и это разграничение
начало формироваться еще в античности. Философия постигает всеобщее,
ставя вопрос о сущем и должном (онтология и этика), о собственном
существе (философская антропология), о бытии собственного существа
с другим (социальная философия) и т.д. Но стоит оговориться, что всякое
дисциплинарное разграничение в области философии является весьма и
весьма условным. Заниматься, например, философией языка отнюдь не
означает ставить всю философию на службу собственным интересам, касающимся
происхождения или форм языковой деятельности человека. Языкознание
с его конкретными анализами тех или иных языков радикально отличается
от философии языка, начинающейся там, где происходит обращение к безусловно
всеобщему, не выводимому ни из какого сугубо позитивного исследования.
Более того, всякое философское знание характеризуется именно тем,
что обнаруживает тот или иной феномен, посредством которого возможно
обращение и интерпретация этого безусловно всеобщего
Таким образом, получается, что философия – это особый вид духовной
деятельности человека, наиболее сходный с наукой, но при этом отличающийся
и от науки, и от религии, и от искусства. Философия не ограничивается
каким-либо одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить
в своей деятельности различные миры – и естественный, и сверхъестественный,
и внутренний, духовный мир человека. А предмет ее – поиск и исследование
общих черт всего окружающего мира в целом по отношению к человеку,
в отличие от наук, она охватывает весь мир, а не конкретные его предметы
и части. Можно ее обозначить как науку обо всем в смысле науки о самом
широком, общем, важном, основном. О самом главном. И о вопросах, которые
неизвестно, можно ли разрешить вообще.
|
|