СОЦИАЛЬНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Воржева Анна, 211 гр. (2005-2006 гг)
Специфика философского познания социальной действительности
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть
занимается познанием социальной действительности. Социальная философия
– философское исследование жизни. Она не рассматривает конкретную
действительность общественной жизни, а устанавливает её нормы в качестве
социального нормативного учения.
В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,
является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания,
- существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают
воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния.
Но в философской литературе понятие "социальное познание"
употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания
о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей,
отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному
познанию можно дать следующее определение: " Познание людьми
законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний,
потребностей, называется социальным познанием".
Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов
и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.
Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить
многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования
и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы
можно было предвидеть будущее.
Социальное познание - это огромный мир, богатый и разнообразный, который
сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных
наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики
и стремления к самоорганизации.
В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания
от познания естественнонаучного:
1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать
изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний
реального мира. Социальное познание прежде всего имеет дело с системой
взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования:
- собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без системы
отношений и взаимовлияний невозможно.
2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно
неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива,
потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а
не жестко детерминированных зависимостей.
3. Особенностью объекта социального знания является его историчность,
поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны,
а не статичны.
4. В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно
большей мере, чем это наблюдается в природе. А отсюда - дополнительные
трудности социального познания.
5. В естественных науках, как известно, широко используются так называемые
жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни использование
математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных
пределах, а иногда просто невозможно.
6. Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания.
Таким образом, социальное познание выступает как самопознание. (Это
отнюдь не делает его проще или успешнее!)
Процесс социального познания, как и познание вообще, осуществляется
на двух уровнях – обыденно-практическом и научно-теоретическом. Конечно,
глубина проникновения в сущность явлений, нахождение причинно-следственных
связей, понимание сущности наблюдаемых явлений на них разные. Обыденное
сознание в большинстве случаев руководствуется "житейской мудростью",
не проникая в сущность явления и довольствуясь внешними проявлениями,
как бы скользя по поверхности. Иное дело научное познание. Оно проходит
два этапа - эмпирический и теоретический.
Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором
познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания:
исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит
умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование,
отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические
материалы и т. п.). В дальнейшем эти данные приобретают научный и
строгий теоретический характер.
Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение
в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей
его функционирования и развития. В процессе теоретического исследования
ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые
знания о мире, проникает в сущность явления. Но социальный объект
настолько богат, многообразен и сложен, что стало необходимым подразделение
социального познание на несколько типов (видов).
Традиционно выделяются следующие типы социального познания:
1) гуманитарное знание,
2) социально-экономическое знание,
3) социально-философское знание.
Особенности каждого из этих типов:
Предметом гуманитарного знания выступает субъективный мир человека.
Социальное бытие рассматривается в нем субъективно, через его значимость
для человека. Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные
и культурные явления, человек, общество. Сюда, прежде всего, относятся
педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное
творчество.
Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов,
которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и,
прежде всего - отношения собственности, распределения, обмена и потребления
материальных благ, то есть экономическую жизнь общества. Этот тип
знания приближается к естественнонаучному, поэтому в нем широко используются
математические и другие точные методы познания.
Среди всех типов социального познания социально-философское знание
занимает особое место. Как говорят философы, оно является системообразующей
основой для всех социальных знаний. Оно разрабатывается на базе обобщения
практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентировано
на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном
бытии человека, законах его развития и отношения к миру. Социально-философское
знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные
законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние
основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.
Ряд авторов предлагает другой подход к выделению типов социального
знания. По их мнению, такое познание делится на две значительно отличающихся
друг от друга подсистемы. Познание законов функционирования общества
осуществляется общественными наукам, а познание человеком самого себя,
своего Я, ценностно-смысловой сферы бытия - так называемыми гуманитарными
науками. Разумеется, деление социального знания на науки о человеке
и его месте в мире и науки об обществе достаточно условно. Однако
такое деление имеет свое глубинно- содержательное основание.
Истина - это адекватность представлений субъекта действительности,
о чем подробно говорилось в первой части курса философии. Но достижима
ли истина в социальном познании? Для этого, очевидно, надо ответить
на вопрос о том, сколько может быть истин? Когда дело касается человеческих
отношений, истин столько, сколько и людей. Нередко, являясь свидетелями
какой-нибудь полемики, мы слышим доводы одной стороны и (особенно
если эта сторона нам симпатична) склонны с ними согласиться. Но вот
в спор вступает сторонник иной точки зрения, и нам кажется, что он
... тоже прав. Так обстоит дело в мире повседневности.
В социальных науках, где ученые вооружены арсеналом разнообразных
методов исследования, обширным кругом источников и богатым опытом
многих своих предшественников, дело обстоит еще более серьезно.
Невозможность давать однозначные ответы на вопросы, которыми занимается
социальная наука, связана с принципиальной эмпирической несопоставимостью
различных теоретических конструкций. Причина множественности возможных
форм описания социальной реальности - в отсутствии универсальных исходных
допущений, удовлетворяющих представителей различных мировоззрений
и культур. Это приводит к попыткам охватить все предметное поле социального
знания с помощью одного принципа, который К. Маркс в конечном счете
видел в экономике, немецкий социолог рубежа XIX-ХХ веков М.Вебер -
в рациональности, современный философ из ФРГ Ю.Хабермас - в коммуникативном
действии. Принципиальная методологическая неустранимость ценностных
компонентов делает названные социальные концепции эмпирически равноправными.
Столкновение различных теоретических систем оказывается в конечном
счете столкновением исходных, ценностно окрашенных установок. Множество
концепций, отражающих различные ценности, оказывается естественным
и неустранимым. Следовательно, источник многообразия социальных концепций,
описывающих социальные процессы, - наличие в обществе разнонаправленных
ценностно-мировоззренческих установок, влияющих на характер исходных
положений теорий и специфику их обоснования.
Конечно, нужно учитывать, что до тех пор, пока понятие истины используется
не строго, а в общем виде, трудностей может и не возникнуть. Но в
социальных науках на первое место часто выступает не познавательный,
гносеологический, интерес исследователя, а ценностные установки тех,
кто заинтересован в данном исследовании. Это, конечно, не нужно понимать
как злонамеренную подтасовку фактов. Просто социальные науки задевают
интересы многих людей, а потому носят ярко выраженную аксиологическую,
т.е. ценностную окраску.
Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального
познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной
деятельности людей.
Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия
общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития.
Вместе с тем, она затрагивает и человека как субъекта социальной жизнедеятельности,
но лишь в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений.
Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями
самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать
собственные законы и категории, и имеет ли их вообще. Другими словами,
речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину
и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит
от позиции ученого в решении онтологических проблем социального познания,
от того, признается ли объективное существование общества и наличие
в нем объективных законов.
Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания
существует и ценностная-аксиологическая сторона, играющая важную роль
в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное,
связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами
различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала
социального познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется
конкретным субъектом исходя из его жизненного и познавательного опыта,
индивидуальных целей и задач.
Предмет и функции социальной философии
По сей день в литературе нет единства в определении социальной философии
и ее предмета. Более того, в научном мире отсутствует даже единое
понимании одной из основных категорий - "социальное",- хотя
объектом социальной философии являются социальная жизнь и социальные
процессы.
В литературе термин "социальный" употребляется в разных
смыслах. Пожалуй, наиболее часто используется определение, данное
П.А. Сорокиным, по мнению многих, самым выдающимся социологом первой
половины ХХ века. "Социальное явление есть мир понятий, мир логического
(научного - в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе
взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов" ,
- пи- сал этот американский ученый (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.
Общество. М.,1992. С.527.).
Рассмотрим определения социальной философии. Одним из самых известных
определений является следующее: "Социальная философия призвана
ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение
людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются
перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства
социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные
преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми
и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали
философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего"
(Очерки социальной философии. М.,1994. С.3.).
Более простое определение: "Социальная философия - это система
научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия
социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного
процесса социальной жизни" (Социальная философия. М.,1995. С.13-14.).
Автором еще одного определения является известный отечественный ученый
В.С.Барулин. Он считает, что "социальная философия изучает законы,
согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы
людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе"
(Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.,1993. С.90.)
Многообразие и различие определений социальной философии во многом
связано с тем, что до сих пор не ясен проблемно-предметный статус
социальной философии. Причины этого разнообразны. Сказывается нигилистический
(отрицающий полностью все прошлые достижения) разрыв с "истматовским"
прошлым. Влияет утверждение с середины 80-х годов "плюрализма
мыслей, а не знаний". Сказываются и трудности в освоении современной
западной литературы.
На последней причине остановимся более подробно. Несколько десятилетий
даже советские философы-профессионалы, не говоря уже о тех, кто изучал
философию в высших учебных заведениях или просто интересовался ею,
были лишены возможности общаться с зарубежными коллегами-немарксистами
и читать зарубежную философскую литературу. Следствием этого, помимо
всего прочего, явилось то, что с конца 80-х годов книжный рынок обрушил
на читателей такой объем ранее неизвестной литературы, который просто
трудно было освоить. Но дело не только в этом. В России стало модным
многое из того, что за рубежом уже было историей философии.
Если на западе термин "социальная философия" стал весьма
распространенным в середине ХХ века, то в России - лишь в завершающие
его 90-е годы. Справедливости ради следует отметить, что и на Западе
нет единого мнения о сущности социальной философии. Так, учебник для
студентов Оксфорда (Грэхем Г. Современная социальная философия. Оксфорд,
1988.) содержит разделы о сущности общества, личности, социальной
справедливости, социальном равенстве и его поддержании, здравоохранении,
моральных нормах и праве. Другой учебник, изданный в Дармштадте (Форшнер
М. Человек и общество: основные понятия социальной философии. Дармштадт,
1989), рассматривает концепции общества, идею свободы воли и ответственности
человека, проблемы наказания, власти, политические системы, теории
справедливых войн и т.д. Этот список можно продолжить.
Подходы отечественных авторов так же различны и все они имеют право
на существование, так как не являются альтернативными, а лишь дополняют
друг друга, рассматривая сложный социальный мир с различных сторон
философского мировоззрения.
Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание
уделить следующим ее функциям:
1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих
закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных
процессов на уровне больших социальных групп);
2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее
учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах
к их изучению);
3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей
социального бытия);
4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез
об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);
5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм
мировоззрения - мифологии и религии - социальная философия связана
с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);
6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская
концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;
7) социальная функция (в наиболее широком смысле социальная философия
призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и
способствовать его материальному и духовному изменению);
8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать
формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной
цели жизни).
Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из
них предполагает остальные и, так или иначе, включает их в свое содержание.
Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных
процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет
обращено внимание на каждую из функций философии.
Основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть
сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся
от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.
Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая
свои категории, законы и принципы исследования.
В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов,
социальная философия выступает и как методология для других общественных
наук.
|
|